Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

«Нет, я не император – я просто коньяк»:

Владимир Кантор,- «Петербургский театрал» | №5 (13) июнь–июль–август 2018

С Малой сцены Театра имени Ленсовета повеяло мифами. Недавняя «Медея», а теперь вот «Тело Гектора». Какая-то тоска по трагедии ощущается в этом смысловом ряду. Но в данном случае – никакой трагедии, современный сюжет развивается на фоне приближения урагана с красивым именем, взятым в назва - ние спектакля. Пьеса Волошиной постмодернистская, интеллек - туальная, запутанная, построенная как эссе. Этому тексту Аси Волошиной совершенно необязательно быть пьесой, достаточно казаться. И вот это плыву - щее, ни к чему не обязывающее состояние текста  – сродни интеллектуальному кино, создает совершенно особенную атмосферу, в которой вполне допустимо смешиваются цитаты из классики XIX века, настро - ение драматургии Володина, Гельмана, символизм Мисимы. Самоубийство  – центральная смысловая точка произведения, вокруг нее кружится нить судеб, ди - алогов, монологов и песен. Главный герой истории – простак, потрепанный интеллигент, который втайне мечтает совершить самоубийство. Кризис человека, обремененного интеллектом, кризис пресловутого гуманитария. Александр Новиков придает своему герою черты персонажей Володина и Вампилова. Эта «уходящая натура» интересует драматурга. Ася Волошина, а вслед за ней и режиссер спектакля Ев - гения Богинская любуются этой вялой рефлексией в мастерском исполнении Новикова, никчемностью человека, существующего вне современной медиа - культуры. Его рассматривают, изучают, словно под микроскопом: во время спектакля снимают на каме - ру, показывая крупные планы его лица зрителю, его слова транслируются в видеоряд, он говорит в ми - крофон – голос тоже препарируется, отделяется. Ав - торы спектакля словно пытаются понять, почему же время идет, а «тело», то есть такой русский тип нику - да не исчезает. Подобно телу Гектора ничто не может разрушить его наивной веры в смешные и нелепые с точки зрения обыденной жизни гуманистические идеалы. Все начинается как бы обыденным курортным романом, который вроде бы от нечего делать, нехотя пытаются закрутить немолодые, уставшие герои  – Аркадий Николаевич (Александр Новиков) и Елена Валерьяновна (Анна Алексахина). Но на поверку все оказывается ловушкой и интеллектуальной игрой, которую ведет героиня Алек - сахиной. Этот Мефистофель в женском обличье все знает про своего Фауста, что дает ей пол - ную свободу по-кошачьи играть и подтрунивать над этой мы - шью, тоскующей по трагедии. Придумывает ему роль – устав - шего от жизни кинорежиссера, придумывает ему увлечение  – молодую девушку Маргариту, дирижируя действием, сюжет - ными ходами, рождающимися и исчезающими по ее прихоти. Но, как ни странно, – мастерски сделанная Алексахиной роль не становится ее бенефисом. Слишком схематична и функ - циональна, слишком проста она для такой великолепной актрисы. То же можно сказать и об игре Новикова. Чувствуется некоторая инерция исполнения актером этой роли. Будто бы все эти герои ему очень хорошо знакомы и, такое чувство, навязли в зубах и не вызывают того энтузиазма и любования, которые есть у драматурга. Наиболее органична в этом спектакле  – Маргарита (Анна Жмаева) – видимо, в силу молодости и отсут - ствия того самого интеллектуального опыта. Она убе - дительно играет молодую девушку, в меру наивную, в меру циничную, всерьез увлеченную умом главного героя. И в этой конкретике Маргарита Жмаевой об - ретает живую легкость театральной игры, в то время как корифеи театра Ленсовета часто сохраняют фор - мат «читки». На то есть свои причины  – спектакль родился именно из актерской читки, представленной на лаборатории по драматургии Волошиной. И это мешает ему стать полновесным, театральным. Лю - бовь современного театра к формату читки, попыт - ки создать документальную декламацию пока чаще всего натыкаются на сопротивление материала  – то есть драматических актеров, привыкших играть и не важно в каком ключе и жанре, но играть. И если режиссер и актеры этой постановки найдут баланс между жанром, заданным режиссером, и природой театральной игры, все происходящее в спектакле ста - нет намного ближе и понятнее залу.

Замена спектакля

Уважаемые зрители! 16 октября вместо спектакля "Город.Женитьба.Гоголь." пойдет спектакль "Ревизор". Приносим свои извинения!

Гастроли в Казани

9 и 10 октября спектакль Юрия Бутусова «Город. Женитьба. Гоголь.» открыл Качаловский театральный фестиваль в Казани на сцене Русского большого драматического театра им. Качалова.

Всероссийское исследование театральной аудитории

Приглашаем Вас принять участие во Всероссийском исследовании театральной аудитории, которое проводит Российский институт театрального искусства – ГИТИС.

Подробнее

БИЕННАЛЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

6 ноября на нашей сцене будет показан спектакль выдающегося российского режиссёра Камы Гинкаса "Вариации тайны" (МТЮЗ) в рамках фестиваля "Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры" - 2018.

Подробнее

Дополнительные абонементы!

Уважаемые зрители! Театр открыл продажу дополнительных абонементов!

Подробнее

Документы

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр