Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

«Нет, я не император – я просто коньяк»:

Владимир Кантор,- «Петербургский театрал» | №5 (13) июнь–июль–август 2018

С Малой сцены Театра имени Ленсовета повеяло мифами. Недавняя «Медея», а теперь вот «Тело Гектора». Какая-то тоска по трагедии ощущается в этом смысловом ряду. Но в данном случае – никакой трагедии, современный сюжет развивается на фоне приближения урагана с красивым именем, взятым в назва - ние спектакля. Пьеса Волошиной постмодернистская, интеллек - туальная, запутанная, построенная как эссе. Этому тексту Аси Волошиной совершенно необязательно быть пьесой, достаточно казаться. И вот это плыву - щее, ни к чему не обязывающее состояние текста  – сродни интеллектуальному кино, создает совершенно особенную атмосферу, в которой вполне допустимо смешиваются цитаты из классики XIX века, настро - ение драматургии Володина, Гельмана, символизм Мисимы. Самоубийство  – центральная смысловая точка произведения, вокруг нее кружится нить судеб, ди - алогов, монологов и песен. Главный герой истории – простак, потрепанный интеллигент, который втайне мечтает совершить самоубийство. Кризис человека, обремененного интеллектом, кризис пресловутого гуманитария. Александр Новиков придает своему герою черты персонажей Володина и Вампилова. Эта «уходящая натура» интересует драматурга. Ася Волошина, а вслед за ней и режиссер спектакля Ев - гения Богинская любуются этой вялой рефлексией в мастерском исполнении Новикова, никчемностью человека, существующего вне современной медиа - культуры. Его рассматривают, изучают, словно под микроскопом: во время спектакля снимают на каме - ру, показывая крупные планы его лица зрителю, его слова транслируются в видеоряд, он говорит в ми - крофон – голос тоже препарируется, отделяется. Ав - торы спектакля словно пытаются понять, почему же время идет, а «тело», то есть такой русский тип нику - да не исчезает. Подобно телу Гектора ничто не может разрушить его наивной веры в смешные и нелепые с точки зрения обыденной жизни гуманистические идеалы. Все начинается как бы обыденным курортным романом, который вроде бы от нечего делать, нехотя пытаются закрутить немолодые, уставшие герои  – Аркадий Николаевич (Александр Новиков) и Елена Валерьяновна (Анна Алексахина). Но на поверку все оказывается ловушкой и интеллектуальной игрой, которую ведет героиня Алек - сахиной. Этот Мефистофель в женском обличье все знает про своего Фауста, что дает ей пол - ную свободу по-кошачьи играть и подтрунивать над этой мы - шью, тоскующей по трагедии. Придумывает ему роль – устав - шего от жизни кинорежиссера, придумывает ему увлечение  – молодую девушку Маргариту, дирижируя действием, сюжет - ными ходами, рождающимися и исчезающими по ее прихоти. Но, как ни странно, – мастерски сделанная Алексахиной роль не становится ее бенефисом. Слишком схематична и функ - циональна, слишком проста она для такой великолепной актрисы. То же можно сказать и об игре Новикова. Чувствуется некоторая инерция исполнения актером этой роли. Будто бы все эти герои ему очень хорошо знакомы и, такое чувство, навязли в зубах и не вызывают того энтузиазма и любования, которые есть у драматурга. Наиболее органична в этом спектакле  – Маргарита (Анна Жмаева) – видимо, в силу молодости и отсут - ствия того самого интеллектуального опыта. Она убе - дительно играет молодую девушку, в меру наивную, в меру циничную, всерьез увлеченную умом главного героя. И в этой конкретике Маргарита Жмаевой об - ретает живую легкость театральной игры, в то время как корифеи театра Ленсовета часто сохраняют фор - мат «читки». На то есть свои причины  – спектакль родился именно из актерской читки, представленной на лаборатории по драматургии Волошиной. И это мешает ему стать полновесным, театральным. Лю - бовь современного театра к формату читки, попыт - ки создать документальную декламацию пока чаще всего натыкаются на сопротивление материала  – то есть драматических актеров, привыкших играть и не важно в каком ключе и жанре, но играть. И если режиссер и актеры этой постановки найдут баланс между жанром, заданным режиссером, и природой театральной игры, все происходящее в спектакле ста - нет намного ближе и понятнее залу.

ИЗМЕНЕНИЕ В РЕПЕРТУАРЕ

Уважаемые зрители! 23 сентября вместо спектакля «Фальшивая нота» состоится спектакль «Все мы прекрасные люди». 26 сентября состоится спектакль «Три сестры» вместо объявленного ранее спектакля "Город. Женитьба. Гоголь.». Приносим свои извинения!

Подробнее

ОН. ОНА...

Театр имени Ленсовета задумал литературно-драматический видеопроект “Он. Она…» по рассказам И.А.Бунина и А.И.Куприна. На Малой сцене театра снимаются настоящие фильмы-спектакли.

Подробнее

СТУДЕНЧЕСКИЙ АБОНЕМЕНТ

Уважаемые зрители! С 7 августа 2020 года мы открываем продажу дополнительных комплектов билетов «Студенческий абонемент».

Подробнее

РУССКАЯ МАТРИЦА

Уважаемые зрители! Мы открываем продажи билетов в кассе театра на спектакль «Русская матрица», который будет показан 6 октября в рамках Российской Национальной театральной премии «Золотая маска».

Подробнее

ВНИМАНИЕ! АКЦИЯ!

Уважаемые зрители! Мы запускаем акцию, в рамках которой вы сможете приобрести билеты на спектакли сентябрьского репертуара по специальным ценам! Обращаем ваше внимание, что такие билеты можно приобрести только в кассе театра!

Подробнее

.

Новый канал: блогер Костя Кляйн на YouTube и официальный сайт Костя Кляйн.

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум 2019 год театра в России 2019 год театра в России 2019 год театра в России
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр