Top.Mail.Ru

Непростая счастливая судьба / Лариса Луппиан (Санкт-Петербург)

Татьяна Коростелёва,- Страстной бульвар, 10, Выпуск №5-255/2023

 

Быть Ларисой Луппиан - непростая судьба. Это значит на протяжении более чем десяти лет быть ведущей актрисой Ленинградского театра им. Ленсовета, любимицей художественного руководителя Игоря Владимирова. Быть Ларисой Луппиан - это значит решиться на разрыв и резкий уход в другой театр, а потом на возвращение обратно. Быть Ларисой Луппиан - это значит быть женой Д'Артаньяна всея Руси Михаила Боярского. А еще матерью успешного политика Сергея Боярского и суперпопулярной актрисы Елизаветы Боярской, и порой смиряться с тем, что ее воспринимают именно как «маму Лизы». Быть Ларисой Луппиан - это значит быть художественным руководителем Санкт-Петербургского театра им. Ленсовета, заступив на пост после ухода одного из главных авангардных режиссеров страны Юрия Бутусова. Для такого решения от этой изящной, утонченной женщины требовалось немалое мужество. Быть Ларисой Луппиан - непростая, но и все же счастливая судьба.

Народная артистка России Лариса Регинальдовна Луппиан родилась в Ташкенте, в интеллигентной, но не театральной семье. Тем не менее, актерскую карьеру она начала ... в девять лет, снявшись на Ташкентской киностудии в картине «Ты - не сирота», повествующей о семье узбекского кузнеца, усыновившей в годы Великой Отечественной войны четырнадцать осиротевших детей разных национальностей. Лариса трогательно сыграла латышскую девочку по имени Дзидра.

В дальнейшем были съемки для большого кино и телевидения, которые для Ларисы начались с музыкальной драмы Бориса Гершта и Олега Рябоконя «Лишний день в июне» (1977), где актриса играла главную роль Мелисенты. В телефильме она снималась вместе с Михаилом Боярским, Альбертом Асадуллиным, Анатолием Равиковичем.

Но, пожалуй, главной в кинокарьере Ларисы остается роль в замечательном фильме Владимира Шределя «Поздняя встреча» (по мотивам рассказа Юрия Нагибина «Срочно требуются седые человеческие волосы»). Ее партнером был Алексей Баталов, а она играла роль актрисы, чьи черты характера во многом напоминали ее саму - такая же сдержанная, гармоничная, цельная натура с четкой системой нравственных ценностей.

Впоследствии она снималась в семейной драме «Букет мимозы и другие цветы», приключенческом сериале «Мушкетеры двадцать лет спустя» (вместе с Михаилом Боярским), криминальной драме «Глухарь» и других картинах.

Особое место в творческой биографии Ларисы Луппиан занимает работа на телевидении. Телевизионная карьера актрисы началась, когда известный режиссер Александр Белинский пригласил ее сниматься в телеспектакле «Осталось пять минут». Это был спектакль для двух актеров, где Лариса Луппиан играла с артистом ТЮЗа, рано ушедшим из жизни, любимцем питерской публики Юрием Каморным. Затем последовали роли в телеспектаклях «Юноша с перчаткой», «Троил и Крессида» и многих других. В течение двух лет Лариса Луппиан была автором и ведущей телепрограммы «Театральный бинокль». По признанию актрисы, она лично придумала этот проект «именно для того, чтобы пропагандировать творчество петербургских артистов». 

И сама Лариса Луппиан - преимущественно театральная актриса. В 1970 году, окончив школу, она приехала в Ленинград и с первой попытки поступила в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК) на курс знаменитого Игоря Владимирова. Курс Владимирова был организован при Театре имени Ленсовета, и студентов сразу же, с первого года обучения, стали занимать в спектаклях. Уже на втором курсе Лариса играла молодую героиню Даниэль в комедии-детективе «Двери хлопают» по пьесе французского драматурга Мишеля Фермо. Ее партнершей в этой постановке была Алиса Фрейндлих. В 1974 году сыграла очаровательную, озорную Принцессу в спектакле «Бременские музыканты». Роль Трубадура в музыкальном спектакле играл Михаил Боярский. Так начался их сценический дуэт, так начался их роман. 

На сцене Театра имени Ленсовета Лариса Луппиан сыграла множество разноплановых ролей: Нину в «Старшем сыне» и Валентину в «Прошлым летом в Чулимске» А. Вампилова, Герду в «Снежной королеве» Г-Х. Андерсена, Бьянку в «Укрощении строптивой» У. Шекспира, Полли Пичем в «Трехгрошовой опере» Б. Брехта, миссис Мэнингем в спектакле «Газовый свет», леди Милфорд в «Коварстве и любви» Шиллера, Турусину в «На всякого мудреца довольно простоты» и Гурмыжскую в «Лесе» А.Н. Островского.

Сейчас она выходит на сцену в главных ролях в спектаклях «Без вины виноватые», «В этом милом старом доме» и «Смешанные чувства».

Театровед Николай Песочинский, критикуя вынужденный актерский нажим в спектакле Владислава Пази «Маленькая девочка» по пьесе Нины Берберовой, тем не менее, замечает: «Единственным несомненным мотивом образа оказывается очаровательность актрисы». И далее: «На этой самой сцене Л. Луппиан прекрасно играла по законам современнейшего театрального импрессионизма: в «прелюде в стиле Сомерсета Моэма» - спектакле Клима «Близится век золотой» - мерцающая реальность-миф создавалась самими персонажами, они ее вспоминали, забывали, о ней мечтали. Актриса достигала обманывающей размытости поэтических контуров роли, ее идеальной незавершенности и метафизической перспективы, доносила ассоциации невыраженных смыслов; иллюзорная игра негармонизированных страстей строилась на непрямом общении, многослойных планах внимания, была насквозь музыкальна. Лариса Луппиан, как актриса большого поэтического таланта и виртуозной техники, в союзе с современной метафорической режиссурой легко открывала дверь истории театра и уверенно входила в нее».

Лариса Луппиан сыграла две главные роли в пьесах Теннесси Уильямса. Ролью мечты стала Бланш Дюбуа в «Трамвае "Желание"», которую она воплотила в неожиданном и остром рисунке. Ее Бланш не была ни «белым цветком», ни «голубой розой». Хрупкость, болезненная изломанность героини Уильямса была внятна только внимательному глазу. Попав в новую среду обитания, Бланш вела себя вызывающе, даже агрессивно, выставляла активную защиту. Ее сложно было понять, а еще сложнее было ей сочувствовать. Но, как пишет критик Виктория Аминова, «Уильямса никогда и не интересовали милые и «удобные» персонажи, он в своих пьесах взывал к вниманию и состраданию именно к таким - раздражающим, изломанным и отталкивающим фигурам». Эту роль актриса играла 15 лет, находя новые краски и нюансы.

Подлинная удача поджидала Ларису Луппиан и в другой пьесе Уильямса, «Прекрасное воскресенье для пикника», поставленной Владиславом Пази на малой сцене Театра имени Ленсовета. Ее Элина была женщиной-вамп в роскошном черном костюме, шляпе и темных очках. Нарочитая маска, как и выдуманная, неосуществимая мечта о блистательной, роскошной жизни, не обманывали ни окружающих, ни ее саму. Тонкая нитка вела от этого демонического образа к прежней любимой роли, и критика отмечала, что такая Элина - это, в сущности, Бланш Дюбуа после выхода из психушки. К финалу спектакля героиня Луппиан оставалась в полном одиночестве и как-то физически сминалась, напоминая сломанную куклу.

Ряд своих лучших ролей Лариса Луппиан сыграла в спектаклях Игоря Владимирова. А спектакль «Фредерик, или Бульвар преступлений» в постановке В. Пази стал своеобразным поклоном, объяснением в любви к тому, прежнему, владимировскому театру с его открытой, праздничной театральностью. Луппиан в роли мадемуазель Жорж позволила себе и хулиганское комедийное существование, и заразительную актерскую свободу.

Острохарактерные и трогательные краски нашла актриса в роли Виктории из спектакля «Заповедник» по повести Сергея Довлатова в постановке Василия Сенина. Эта жеманная и внешне нелепая хранительница музея в Пушкинских горах пытается произвести впечатление на нового экскурсовода (прототипом которого был сам Довлатов), наезжая на него катком несокрушимой любви к Пушкину и пафосным чтением его стихов. Но и в этой эксцентричной, одинокой женщине тоже сквозили вариации на тему Бланш Дюбуа.

Убедительным достижением актрисы стала роль Кручининой в спектакле «Без вины виноватые» по А.Н. Островскому. Режиссер спектакля Олег Леваков рассказывает: «Лариса Луппиан - многоплановая актриса, умеет играть и комедию, и драму, и трагедию. У нее сегодня есть высочайший уровень мастерства, подвижная легкость и отзывчивость актерской природы. Плюс - чистая нота собственной личности, прожитых и нажитых лет. Она - жена, мать, бабушка, ей понятны все оттенки женской натуры. Тема «мать и дитя» для нее - не пустой звук».

И все же главная на нынешний день роль Ларисы Луппиан - художественный руководитель Санкт-Петербургского академического театра имени Ленсовета. Интересно, что после ухода Юрия Бутусова должность худрука предлагали Михаилу Боярскому. Тот отказался, а по поводу назначения жены в одном из интервью признался: «Если она больше 20 лет смогла руководить мной, то она точно сможет руководить театром - руководить мной гораздо тяжелее».

Сама же Лариса Регинальдовна признается, что для нее образцом художественного руководителя является Олег Табаков: «...Потому что он был отец театра, и мне бы хотелось стать матерью театра, той хозяйкой, которая думает о каждом человеке. И о труппе, и об артистах, и о зрителях, и о продаже билетов».

Идеал театральной модели для Л. Луппиан - это по-настоящему открытый театр: «Открытый для разных жанров, для разных режиссеров, для классики и современности». Напомним, кстати, что одно время Театр имени Ленсовета так и назывался - Открытый театр, потом вернулись к прежнему названию.

Одним из первых свершений нового художественного руководителя стал литературно-просветительский проект «Связь времен». Ведущие артисты театра в первом акте читают со сцены произведения Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Достоевского, Чехова, Куприна, Салтыкова-Щедрина, Бунина, Булгакова... А во втором акте происходит знакомство с современными петербургскими писателями - так осуществляется реальная преемственность с великими предшественниками, которые жили и творили в городе на Неве.

Недавно состоялась премьера спектакля «Евгений Онегин. Страницы романа», идея которого также принадлежит Л. Луппиан. В интервью порталу «Культура Петербурга» она рассказала: «Мне давно хотелось, чтобы у нас в театре появился спектакль, во время которого драматические артисты в сопровождении симфонического оркестра читают классическое произведение. Идея такой постановки возникла года три назад, когда моя дочка, Лиза Боярская, вместе с Евгением Мироновым и другими московскими артистами в сопровождении симфонического оркестра Юрия Башмета читала произведение Пушкина. И Лиза подтвердила, что публика воспринимает подобное чтение с большим интересом. Но та постановка проходила в филармонии, то есть была концертным вариантом. А чтения классики под оркестр в драматическом театре я что-то не припомню. Думаю, мы делаем нечто новенькое».

Сейчас в Театре Ленсовета успешно развивается модель «актерского театра» с приглашением видных, интересных, хороших и разных режиссеров. Наряду с вполне академическими постановками, такими как «Без вины виноватые», в театре идут спектакли Бориса Павловича, Ивана Поповски, Алексея Слюсарчука, Уланбека Баялиева. Сохраняются в репертуаре постановки Юрия Бутусова. Успешно работает его ученик, артист и режиссер Роман Кочержевский. Театр остается в центре внимания экспертов «Золотой Маски» и «Золотого софита».

В 2013 году «Петербургский театральный журнал», поздравляя актрису, отмечал: «И неважно, какой юбилей она сегодня празднует, потому что про нее, как про ее героиню мадемуазель Жорж, можно сказать: "Ей столько лет, сколько она захочет"». То же самое можно уверенно сказать сейчас, десять лет спустя.