Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

НЕБО ЗОВЕТ

НАДЕЖДА СТОЕВА,- Блог ПТЖ, 17 апреля 2017

Только простые звуки: голоса, свистульки, трещотки, балалайки. Только простые цвета, хорошо проветренные и высушенные на солнце. А также люди и птицы, сказочные Иваны-царевичи и царевны-лебеди, небольшое количество злодеев и много-много предметов, деревянных кукол и птиц, легких тканевых лебедей и крыльев. Напоенный человеческим теплом, нежными переливами повседневного волшебства спектакль Марии Романовой «Птицы» на Малой сцене Театра Ленсовета тих и неспешен. Это не первые «птицы», появившиеся у режиссера. На большой сцене идет спектакль «Странствия Нильса», в котором запоминается полет огромной стаи, созданный синхронными взмахами актерских рук. Кажется, они парят над сценой, поднимаясь все выше. Птичья перекличка, звуки, ускользающие куда-то под колосники, есть и в новом, камерном и уютном, спектакле по русским сказкам. Особые песни-запевки и песни-плачи, колыбельные и веселые куплеты пропеты актерами на одном дыхании.

Романова с художником Марией Луккой и музыкальным руководителем Елизаветой Бородулиной придумали спектакль, где предмет на равных существует с актером, а в песню заложено лирическое настроение. Красное колесо на длинной жерди свисает с потолка: это и закатное солнце, и метафора смены времен года, жизненного цикла и постоянного движения — оно крутится, и летит стая гусей-лебедей, прикрепленных к нему. Огромный кусок белой ткани становится опереньем царевны-лебеди, актриса София Никифорова, заворачиваясь в него, обретает птичьи повадки, а разворачиваясь — оборачивается девушкой с испуганным взглядом.

С. Никифорова в сцене из спектакля.
Фото — Ю. Смелкина.

 

Первая сказка — «Белая лебедушка», где говорит только Сказительница — Антонина Сонина, а остальные персонажи поют, оказывается историей о преданности. Как бы ни хотелось царевне-лебеди улететь в теплые края со своей стаей, у нее уже есть Иван-царевич и ребенок, и они, конечно, ее не пускают. Иван Александра Крымова не дает ей взлететь, удерживая за трепещущие тканевые крылья. Голос Сказительницы, напевный и низкий, не злоупотребляет умильными интонациями, наоборот, дает почувствовать всю силу тоски, охватившей девушку-лебедя. Трагичность существования Лебедушки Софии Никифоровой, сознательно обменявшей свою птичью свободу на человеческое счастье, пропета актрисой красиво и грустно. Однажды сделанный выбор, принесший счастье, не отменяет тоски по утраченной свободе.

Никифорова, недавно сыгравшая мужскую роль, принца Хенрика в спектакле по пьесе В. Гомбровича «Венчание», — актриса характерная, выразительная, резкая, — преображается в первой сказке полностью: она нежна и лирична. Режиссер дает ее диапазону раскрыться, предлагая, как кажется, роль на сопротивление. И София Никифорова справляется. А вот роль привередницы Малашечки в следующей части — по сказке «Гуси-лебеди» — ложится на фактуру актрисы идеально. Басовита Малашечка, характер имеет скверный, но весела и задорна, играет на балалайке. Этот аккомпанемент превращает все ее реплики в частушки, а движения — в танец. Малашечка — кукла, у которой лицо и руки актрисы, а тело и ножки тряпичные. Ее история — балаганное представление, только не с Петрушками, а со своеобразными куклами-тантамаресками. Братец Ивашечка (тот же Александр Крымов), лишенный реплик, создает образ только мимикой и звуками: он может пыхтеть и вскидывать брови, выражая недовольство, или скептически куксится, не собираясь сбегать от Яги. Объемная старушенция по имени Яга нагоняет страху, но формы имеет круглые и мягкие.

Сцена из спектакля.
Фото — Ю. Смелкина.

 

Галина Журавлева, исполняющая, как и другие артисты, несколько ролей, делает Бабу-Ягу пугающей чревовещуньей. Носатая маска и скрюченная поза заставляют голос звучать глуше, так, будто он идет из самого ада. Она же — улыбчивая Яблонька и пугливая Речка, могла бы быть идеальной рассказчицей в духе персонажа киносказок Александра Роу. Но режиссер делает распределение в чем-то вопреки амплуа. Обаятельная Журавлева играет и Бабу-Ягу, и Злую сестру из следующей сказки («Белая уточка»). Острохарактерная София Никифорова выбрана на роли царевен, а Антонина Сонина, как кажется, идеально подходящая на роли героинь-лебедушек и обыкновенных волшебниц, здесь — печальная сказительница. Необходимость такого распределения становится очевидной ближе к концу спектакля, когда особая грусть в дрожащем, с трещинкой, голосе Сониной как будто изымает из истории «сказочное», добавляя древнерусской печали. Не сказки, а притчи рассказывают нам. В конце спектакля мораль их звучит открыто: «А счастье свое крепко надо беречь». И не согласиться с этим трудно.

Изменения в репертуаре

Уважаемые зрители! 19 октября вместо спектакля "Гамлет" пойдет спектакль "Сон об осени", 21 октября вместо спектакля "Все мы прекрасные люди" пойдет спектакль "Ревизор". Приносим свои извинения!

Замена спектакля

Уважаемые зрители! 16 октября вместо спектакля "Город.Женитьба.Гоголь." пойдет спектакль "Ревизор". Приносим свои извинения!

Гастроли в Казани

9 и 10 октября спектакль Юрия Бутусова «Город. Женитьба. Гоголь.» открыл Качаловский театральный фестиваль в Казани на сцене Русского большого драматического театра им. Качалова.

Всероссийское исследование театральной аудитории

Приглашаем Вас принять участие во Всероссийском исследовании театральной аудитории, которое проводит Российский институт театрального искусства – ГИТИС.

Подробнее

БИЕННАЛЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

6 ноября на нашей сцене будет показан спектакль выдающегося российского режиссёра Камы Гинкаса "Вариации тайны" (МТЮЗ) в рамках фестиваля "Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры" - 2018.

Подробнее

Документы

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр