Top.Mail.Ru

Не входите в темную комнату

Елена Омеличкина,- «Инфоскоп», 2017, № 233, февраль

Режиссёр гипнотических снов Юрий Бутусов и его молодой единомышленник Роман Кочержевский перенесли героев шекспировской комедии «Сон в летнюю ночь» из волшебного леса в пустую, промозглую и узнаваемо мрачную петербургскую комнату, погрузили в транс и к тому же заставили пройти нескончаемые лабиринты любовного ада.

 

В новом ленсоветовском спектакле «Комната Шекспира» путешествие в глубины подсознания стирает хрупкие грани объективной реальности. Замкнутое пространство провоцирует чувство клаустрофобии. Попал в черное пространство-гробик ‒ изволь спать, и приснятся тебе самые изощренные кошмары, сшитые по персональным лекалам, и будут они сменять друг друга так долго, как того захочет режиссер-мистификатор: ключи от дверей не подходят, окна заколочены, в комнату просачиваются колючие, засохшие ветки (все, что осталось от шекспировского леса), одежда проиграна в карты, предмет вожделения мучительно недостижим. Бежать некуда, да и бесполезно – топчешься на месте. Остается принять правила абсурдной игры.

 

Мир сужается до известного черного квадрата и превращается в репетиционное пространство для импровизации и отработки этюдов. Актёры (Г. Субботина, Е. Филатов, А. Новиков) готовят спектакль к свадьбе Тезея (М. Ханжов) и Ипполиты (Г. Журавлёва), но заученные тексты во сне распадаются на отдельные фразы. Спектаклю не суждено состояться. Прославленным актёрам по душе совсем другие роли, только вырваться за пределы привычных рамок ох как сложно.

 

Любовь здесь – лицедейство, постоянная смена масок. Ироничные цитаты классиков о природе чувств, которыми изящно сыплют Оберон (И.Батарев) и Лизандр (А. Крымов) – всего лишь минутный отдых перед новой любовной схваткой. На помощь Шекспиру приходит Фёдор Михайлович. Любовь и ненависть сплетаются воедино и рождают гремучую смесь из нарастающей страсти и взаимной пытки.

 

Счастливой любви в спектаклях Бутусова не бывает. Она приводит сначала к взрыву эмоций, а потом ‒ к саморазрушению. Целое на глазах разваливается на части. Тезей и Ипполита, не дождавшись свадьбы (а будет ли она?), истязают друг друга и доводят до бешенства. Царица амазонок и есть та неистово кричащая раненая птичка из пролога, страданиями которой наслаждается мучитель-Амур.

 

Юркий, пронырливый Пак (С. Волков) вездесущ. Этакий чёртик в круглых очках с большими оленьими рогами. Вот он только что вынырнул из окна и тут же, выполняя указания Оберона, принялся одурманивать зельем жертв любовного четырехугольника (чем не еще одна комната?). Деметрий (Н. Волков) и Лизандр (А. Крымов), забыв о прекрасной Гермии (В. Фаворская), воспылали любовью к Елене (С. Никифорова). И от такой все сметающей на своем пути страсти нет спасения, хоть на стену лезь.

 

Дабы усмирить накалившиеся до предела чувства, откуда-то сверху падают крупные хлопья белоснежного снега и щедро обволакивают персонажей. Тяжелый сон переходит в новую стадию, близкую к пробуждению. Любовная путаница разрешается. Кажется, что еще чуть-чуть и из комнаты удастся выйти, чтобы следующей ночью вновь провалиться в темные глубины подсознания.

 

 Елена Омеличкина