Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Не тургеневские девушки

СВЕТЛАНА РУХЛЯ,- Новые Известия» за 7 Ноября 2013 г.

В Театре имени Ленсовета состоялась премьера спектакля «Все мы прекрасные люди», являющего собой особенный и личный взгляд Юрия Бутусова на события, изложенные в пьесе Ивана Тургенева «Месяц в деревне». Даже слишком личный, что и ставит его в единый ряд с прогремевшей в прошлом сезоне постановкой «Макбет. Кино».

«Не наш (применительно к петербургской театральной традиции) режиссер», - пришлось услышать на выходе из театра, следом прозвучало «Макбет» - сокращенный вариант» и целый «букет» претензий по части формоизыскательства. Но парадокс в том, что при всей сложности внешнего сценического рисунка у Бутусова не бывает ничего случайного, и формы ради формы тоже не бывает. Любой жест, звук, предмет призваны не запутать зрителя, а напротив - «распутывают». Знаки, намеки, прямые и непрямые аналогии, мастерски наложенная на сюжет музыка подталкивают к постижению смыслов. Другое дело, что не каждый пришедший в театр готов (и может) их для себя открывать.

В отсутствии на сцене «тургеневских девушек», таких, какими их в своем воображении нарисовали живущие век и более спустя после Тургенева люди, спектакль тем не менее получился очень тургеневским. По сути. Но с «поправкой» на XXI столетие.

Вместо сельской идиллии - хаос, сумбур, сваленные друг на друга стулья, поломанное фортепиано, пустые оконные рамы... Но вся эта «неприбранность» - не признак запустения имения, а вырвавшееся наружу духовное смятение. Природа совершенна, - декларирует вслед за автором режиссер, но близость к ней никого не спасает от сомнений и метаний. И первое появление Натальи Петровны, выбежавшей на авансцену прямо из зала и в раздумье произносящей, «как будто нельзя двух людей разом любить?», и рассеянное «не знаю» заостряют внимание именно на внутренних противоречиях, терзающих героиню. Внешний план - история замужества воспитанницы Ислаевой - Верочки (Анастасия Дюкова) намеренно отодвигается, все подчинено борьбе с собой и за себя и самопознанию Натальи Петровны. Подсознание воюет с моралью («До чего я дошла? Что это я делаю?»), то отступая, то одерживая победу.

Жена помещика Ислаева, ярко проживаемая Анной Ковальчук, - натура в высшей степени страстная, глубоко чувствующая. По этой ли причине или же по причине незаурядности ума все острее ощущает она свою душевную нереализованность, тяготится обыденностью, мучается от хандры. Любовь к наставнику сына (Иван Бровин) - попытка утолить душевный голод, невольный отклик на появление юноши, столь несхожего с окружающими ее людьми. Все большее вовлечение героини в пучину конфликта, в котором противостоящей стороной становится не влюбленная в учителя воспитанница, а две стороны собственного «я», происходит на фоне убыстряющегося темпоритма. И «забыться» Наталья Петровна пытается не в объятиях мужа (Антон Багров) или бесконечных разговорах с Ракитиным (великолепная работа Сергея Перегудова), а в сумасшедшем и ирреальном порой энергетическом «выплеске».

Исполнение актрисой песни МакSим «Одиночка» становится апофеозом психологического разлада, тщетной попыткой если не выбраться из паутины противоречий, то хоть на какое-то время, «закричать» их, потеряв, пускай и на единый миг, способность к осмыслению происходящего. И, вероятно, именно из-за полнейшей «вымотанности» последние слова Натальи Петровны «...все вы прекрасные люди... все, все... и между тем...» лишены ненависти, надрыва, звучат, скорее, как стон.

СВЕТЛАНА РУХЛЯ 

Изменения в репертуаре

Уважаемые зрители! 19 октября вместо спектакля "Гамлет" пойдет спектакль "Сон об осени", 21 октября вместо спектакля "Все мы прекрасные люди" пойдет спектакль "Ревизор". Приносим свои извинения!

Замена спектакля

Уважаемые зрители! 16 октября вместо спектакля "Город.Женитьба.Гоголь." пойдет спектакль "Ревизор". Приносим свои извинения!

Гастроли в Казани

9 и 10 октября спектакль Юрия Бутусова «Город. Женитьба. Гоголь.» открыл Качаловский театральный фестиваль в Казани на сцене Русского большого драматического театра им. Качалова.

Всероссийское исследование театральной аудитории

Приглашаем Вас принять участие во Всероссийском исследовании театральной аудитории, которое проводит Российский институт театрального искусства – ГИТИС.

Подробнее

БИЕННАЛЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

6 ноября на нашей сцене будет показан спектакль выдающегося российского режиссёра Камы Гинкаса "Вариации тайны" (МТЮЗ) в рамках фестиваля "Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры" - 2018.

Подробнее

Документы

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр