Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Не(рв)онуар: «Двое на качелях» в Театре им. Ленсовета

Алёна Мороз,- Театр To Go, 07.04.2021

«Двое на качелях» — это одна из самых популярных пьес мирового репертуара, каноническая романтическая мелодрама. Поэтому, говоря о планах «этого милого старого дома» поставить нетленку Гибсона, иные театралы закатывали глаза. Но режиссёр Евгения Богинская пошла другим путём: она то ли отразила, то ли вывернула наизнанку умильную историю о чувстве в большом городе. И те, кто ждал проникновенного рассказа про одиночество в толпе, настоящую любовь и обретение «своего» человека, который способен тебя согреть, получили… В общем-то, его и получили, но как будто увиденный в тяжёлом сне или в чёрном зеркале: пронизывающе жестокий, про неизбывное одиночество, про настоящую любовь даже не к себе, а к собственной боли, про обретение «своего» человека, который сможет подпитать твою тьму.

фото: Юлия Кудряшова

Итак, Гиттель — взбалмошная безработная танцовщица, которая всё ещё не понимает, кем будет, когда вырастет. Джерри — прагматичный юрист в стадии развода, который сменил город, вместе с протекцией тестя оставив за спиной стабильность и успешность. Такие одинокие, такие непохожие, они случайно встретятся и поддержат друг друга в тяжёлые моменты, чтобы продолжить каждый свой путь, обретя что-то новое, став лучше.

Или так: Гиттель — сильная и независимая женщина, уставшая тащить всё на себе. Джерри — мужчина в кризисе полноценности, в который его завели отношения с более богатой и влиятельной женой. Такие одинокие и такие раненые, они случайно встретятся и надавят друг другу на больные места, тем самым проработают некоторые свои проблемы и разойдутся более сильными и готовыми к чему-то настоящему.

Или даже так: Гиттель — классическая жертва, которая настолько не доверяет миру, что вынуждает его поступать с ней жестоко. Джерри — нарцисс и манипулятор, которому совершенно необходимо, чтобы в нём нуждались. Такие одинокие и такие одинаковые в своей ущербности, они случайно встретятся и усилят свои неврозы друг за счёт друга, расставшись столь же несчастными, сколько удовлетворёнными: Гиттель — безответно влюблённая брошенка, и Джерри — человек, по которому теперь по-настоящему страдают.

фото: Юлия Кудряшова

(сценическая конструкция с ядовито высвеченными розовым и зелёным трубами иногда напоминает химическую фабрику и навевает мысли о том, какая доля великих историй любви на поверку оказывается токсичными взаимоотношениями)

На что это похоже?

Мрачный монохром с яркими цветовыми пятнами, контрастная визуализация эмоций, дробление, переворачивание и гипертрофирование мотивов… Да простят мне читатели это словотворчество, но сновидческий мир спектакля располагает: «Двое на качелях» — это такой зазеркальный… не нео-, а нервонуар.

фото: Юлия Кудряшова

Подробный вещный мир и длинные авторские ремарки, регламентирующие всё от беспорядка на столе до чувств героев, стёрты подчистую. Каркасные конструкции города, в которые вписаны квартиры персонажей, щетинятся углами и время от времени зловеще подсвечиваются. Проблематика пьесы возведена в абсолют: громады небоскрёбов и мостов довлеют над хрупкими фигурками героев, бесконечные звонки и гудки телефонов как символ дискоммуникации вгрызаются в виски, мотив одиночества возвращается в метели и трескучем холоде, непреодолимой дистанции, невозможности прикосновения.

Фигуры Гиттель и Джерри размножены: их играют три очень разные пары (Лаура Пицхелаури и Илья Дель, Ася Прохорова и Максим Ханжов, Виктория Волохова и Иван Шевченко). И это, пожалуй, не только про типичность ситуации, но и про сосуществование в одном человеке ребёнка и взрослого, сильного и слабого, мучителя и жертвы. Тут бы себе дозвониться, не то что ближнему!

фото: Юлия Кудряшова

Внутренняя жизнь персонажей воплощается в движении и звуке. Сложная пластическая партитура и музыкальная линия, за которую отвечают живые виолончель и перкуссия плюс гнетущий саунд-дизайн, сопровождают действие, то кристаллизуя, то размывая его линию. Детальная, дотошная динамика чередуется со статуарной статикой. Сцена первого свидания напоминает шутку об интимной близости дикобразов («Как они это делают? Осторожно!»): Шевченко и Волохова в конвульсивном танце тянутся друг к другу сквозь вакуум одиночества, выкручивающий суставы при попытке выбраться из него. А попытка семейной идиллии с беловолосыми Делем и Пицхелаури походит на постановочную фотосессию. Всё это подчас с точностью до наоборот меняет значения слов: там, где у Гибсона флирт, здесь выходит конфронтация, ирония выглядит пассивной агрессией, а юмор — горькой трагикомедией.

фото: Юлия Кудряшова

Звук и пластика внимательно вплетены в диалоги, при этом есть ощущение, что здесь каждое слово пропущено через себя, и каждая мелочь не зря. Это красиво, но сложно выдержать в таком режиме три часа. Постановка нависает над залом, как схематичный мегаполис — над героями, давит и способна утомить, особенно если иные ситуации напоминают однажды увиденное или пережитое…

Зачем это смотреть?

Как и любая зеркальная поверхность, спектакль «Двое на качелях» даёт зрителю возможность увидеть в нём себя и сделать выводы. Или не увидеть — и сделать выводы не менее ценные.

ГАСТРОЛИ

27 сентября спектакль "Фальшивая нота" был сыгран в Волгограде в рамках гастролей в городах основной производственной деятельности Группы Газпром

ЗАМЕНА СПЕКТАКЛЯ

Уважаемые зрители! Вместо назначенного на 1 октября спектакля «Сон об осени», состоится спектакль «Ревизор», начало в 19:00. Приносим извинения за доставленные неудобства!

Подробнее

ЮБИЛЕЙ

Сегодня 60 лет исполняется Юрию Николаевичу БУТУСОВУ. Мы гордимся, что его режисёрский талант развился, стал гордостью российского театра именно на нашей "ленсоветовской" сцене. Здоровья Вам, Юрий Николаевич, творческой неугомонности, мы всегда рады видеть Вас в нашем общем театральном Доме.

Подробнее

ПЕРЕНОС СПЕКТАКЛЯ

Уважаемые зрители! В связи с болезнью актрисы, назначенный на 20 сентября спектакль «Чайка» (Малая сцена) переносится на 9 октября. Начало в 19:30. Приносим извинения за доставленные неудобства!

Подробнее

УРОКИ РЕЖИССУРЫ. К 60-летию Ю.Бутусова

Осенью 2021 года в Театре им.Ленсовета пройдёт цикл спектаклей Юрия Бутусова в рамках спецпрограммы фестиваля «Уроки режиссуры» Биеннале театрального искусства. Проект посвящается 60-летию режиссёра.

Подробнее

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland Культура Питер ФМ Пушкинская карта Национальный проект Культура
Портал единой карты петербуржца Национальный проект Культура Наденьте маску Госпочта
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр