Top.Mail.Ru

«Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира?»

Евгения Барабанова,- «Инфоскоп», 2022, № 284, июнь

Почему бы и нет! И вот Театр имени Ленсовета вновь приглашает зрителей на громкую премьеру. Яркий, красивый, музыкальный спектакль-праздник «Двенадцатая ночь», созданный режиссером Иваном Поповски,  не оставит равнодушным даже самого искушенного зрителя. Здесь смешались пороки и добродетели, любовь, преданность, обман, честь, благородство, корысть и жажда власти.

Двенадцатая ночь, более известная как Сочельник - время тайн, загадок и бесчисленных путаниц. Эта комедия не очень популярна среди читателей, по сравнению, например, с «Укрощением строптивой» или «Много шума из ничего». Но ставили и снимали ее бессчетное количество раз и, казалось бы, что еще нового можно придумать? Можно!

Сейчас идет тенденция ставить классические произведения в «новом свете». В нашем случае режиссер Иван Поповски пошел по другому пути. Он постарался не модернизировать пьесу, а максимально сыграть ее так, как ее играли во времена Шекспира, используя минимум декораций и живую музыку, сохранив историзм костюмов (художник по костюмам Яна Глушанок) и отдав некоторые женские роли мужчинам. А если еще и дать одну из ролей какому-нибудь горячо любимому публикой актеру, а лучше нескольким, то успех обеспечен. В роли таких «звезд» здесь выступили Сергей Мигицко (блистательный Мальволио), Олег Леваков (Фабиан), Евгений Филатов (Сэр Тоби Бэлч), Светлана Письмиченко (Мария) и отдельно хочется сказать о совершенно потрясающем шуте Фесте в исполнении Александра Сулимова. Он не просто придворный дурак, а добрый рассказчик, бережно хранящий эту историю для всех, кто хочет ее услышать. Но, несмотря на то, что практически все внимание зрителей заведомо было приковано к мастерам сцены, остальные актеры нисколько не уступали им в мастерстве, оставаясь на одном качественном уровне.

Каждый герой по-своему интересен и своеобразен. Например, Сэр Эндрю Эгьючик (Виталий Куликов) по-настоящему смешной, в нелепом наряде и со столь же нелепыми манерами. Умный, храбрый, справедливый Герцог Орсино (Александр Крымов) - влюбленный нежно, но безнадежно, смешон и глуп в своих попытках добиться желаемого. Взбалмошная графиня Оливия (Лидия Шевченко) далеко не глупа, но ее жажда любви и свободы сметает все на своем пути. Близнецы - брат и сестра Себастьян (Дмитрий Хасанов) и Виола (Владислава Пащенко), волей судьбы и морской стихии потерявшие друг друга, - храбрые, благородные и действительно похожие как две капли воды.

Постоянное действо прерывается и сопровождается песнями и танцами, подобно тому, как это было на площадных представлениях и гуляньях во времена Шекспира. Еще одно подтверждение тому, что режиссер всеми способами хотел приблизиться к оригиналу. В этом ему помогала и круглая сцена - дань уважения круглой сцене Шекспировского «Глобуса». За сценографию в спектакле отвечал известный петербургский театральный художник, живописец, график и скульптор – Эмиль Капелюш. Его декорации всегда необычны, минималистичны, но при этом в них есть абсолютно все, что нужно.

В спектакле много остроумно придуманных деталей. Например, тема моря проходит через весь спектакль – здесь мечутся и бушуют люди и страсти, а любовь поднимается огромной волной, которая в финале накрывает всех героев.

В общем, чем бесконечно читать, лучше один раз увидеть все самому.

Евгения Барабанова