Top.Mail.Ru

(не)Обыкновенная история

ОКСАНА ВАСЬКО,- БЕЗ ВАСЬКО НИКАК, 02.05.2023

Любой «Обыкновенной истории» суждено стать необыкновенной, если она попала в руки Романа Кочержевского и его команды.

Режиссер, взяв за основу дебютный роман тогда еще молодого  Ивана Гончарова («Обыкновенная история» была опубликована в журнале «Современник» в 1847 году), поставил на сцене только «важный отрезок жизни главного героя», дабы не утонуть в многослойности и многогранности литературного произведения.  

Сказать, о чем именно роман, какова его главная  идея, сходу не получится.

«Обыкновенная история»- это настоящая  жизнь, а в жизни, как известно, есть все. Само название демонстрирует повсеместность и типичность описанных событий. По заверению режиссера произведение Гончарова похоже на «многогранный камень», который с каждым сюжетным поворотом разворачивается к зрителю новой стороной: в спектакле мы наблюдаем историю становления личности, первой любви, творчества и воспитания. Затрагивается в спектакле также история отцов и детей, столкновение сердца и разума, искренности и планирования, идеализма и реализма.

 

Главный герой —  Александр Адуев (Федор Федотов) — симпатичный и чувствительный молодой человек, выросший в глухой провинции, окружённый заботой и достатком, приезжает в хмурый Петербург к своим родственникам. Он мечтает влюбиться и построить карьеру писателя в большом городе.  Наивность и неблагоразумие робкого и нежного мальчика сразу же  наталкиваются на глухую стену городской жизни и расчетливость видавшего виды дяди Петра Адуева (Александр Новиков). Холодность городского приема передается множеством решеток и дверей, а также тускло горящих внутри сцены фонарей.

Мама воспитала Сашу в тепличных условиях, и  он рос среди золотистых полей, совершенно оторванным от реальной  жизни (по мнению дяди), что красочно иллюстрируют перипетии, в которые Адуев -младший попадает с завидной регулярностью.  

Вначале Александр, у которого на губах толком материнское молоко не обсохло,  знакомится с 18-летней дворянкой Надеждой, тотчас в нее влюбляется и уже готов предложить ей  руку и сердце. Но ветреная кокетка  внезапно меняет свое решение, отдавая предпочтение более зрелому графу Новинскому (Олег Сенченко), чем, конечно, травмирует психику несостоявшегося писателя.

 

Саша Адуев после такого предательства долгое время не находит себе места, он пьет и страдает, страдает и пьет. Писательство он в принципе забросил. Тогда  на помощь ему приходит  циничный дядя (своими манерами очень напоминающий маму Жени Лукашина в фильме «Ирония судьбы, или с легким паром»). Адуев-старший умен и проницателен, всего в жизни добился сам, и это не только закалило его, но и сделало  черствым скептиком — рациональным и далеким от переживаний и чувств как его супруги Елизаветы (Лидия Шевченко), так и юного племянника. 

-Дядя, ну вы же ведь любите свою жену?

-Да, конечно. Я очень к ней привык.

Через несколько месяцев бурных запоев  дядя уговаривает племянника закрутить интрижку с молодой вдовой Юлией (Римма Саркисян), в которую Александр, как и предполагал Петр Иванович,  незамедлительно влюбляется, мгновенно забывая о Надежде и связанных с ней страданиях.

Симпатия  взаимна, и Адуев-младший убежден, что жизнь дала ему второй шанс, и вечная любовь все-таки существует, но … через какое-то время  Саше становится скучно с девушкой, и он порывает с ней всякие отношения. В психологии такой прием называется «отыгрывание»: мне причинили боль (Надежда не вышла замуж за Александра, хотя они договорились), теперь я причиню в отместку боль  другому человеку (Александр порывает с Юлией, на которой обещал жениться).

 

На протяжении всего спектакля мы видим плавную трансформацию Саши, отлично обыгранную актером Федотовым.  Романтичная молодость уступает место практической зрелости: воздушные кудри и открытый взгляд сменяются чопорностью франта и уложенной по моде прической. Теперь Саша понимает, что  брак — это не только сочинение на досуге стихов для возлюбленной, но и содержание семьи, а для этого нужна не беспечность, а холодный расчет и очки на нос.

Происходящие события  затрагивают не только Адуева-младшего, но и старшего.  Пока Саша из юного и ранимого создания превращается в прагматичного сухаря, помыслами похожего на дядю, сам Петр Иванович, наблюдая за этой (вероятно знакомой) ему трансформацией сменяет гнев на милость, а бесчувственность на сочувствие: с болезнью жены он осознает, что карьера и деньги — это не так важно, если рядом нет кого-то, кто искренне любит и предан тебе всей душой.

 

В конце «Обыкновенной истории» (через 10 лет) Александр прочно встает на тропу, проторенную дядей, а вот сам Петр Иванович не прочь с нее сойти.

Новая работа Романа Кочержевского — это бессмертная и безвременная классика, которая придется по вкусу и старшему, и молодому поколению, ведь история Саши —  это вечная история о том, как романтичная молодость уступает место практической зрелости. 

Спектакль захватывает с первых строк и до последнего вздоха своей правдоподобностью. Иногда можно потеряться в предлагаемой реальности и забыть, что все происходящее в стенах театра, — это сценическая выдумка. Стильные платья, безупречная игра актеров, прекрасное художественное решение — это то, что неизменно присутствует во всех работах режиссера и  сцепляет театр с жизнью, а жизнь с театром.