Top.Mail.Ru

«НЕ ХВАТАЕТ - МАТЕРИАЛЬНЫХ ИЛИ ДУШЕВНЫХ СРЕДСТВ?»

Анастасия Ким. Сайт «Geometria.ru» 31 января 2007

(спектакль «Смешные деньги» в театре им Ленсовета)


Если вам кажется, что, заполучив ОГРОМНОЕ количество ДЕНЕГ, вы ну точно-точно начнете новую (новейшую, прекраснейшую) жизнь, то посмотрите спектакль «Смешные деньги» в постановке Олега Левакова в Театре им. Ленсовета, и вас одолеют сомнения... 
Комедия в двух действиях по пьесе английского драматурга Рэя Куни «Funny Money» (перевод Михаила Мишина) стала для театра им. Ленсовета очередной постановкой для народа. Не употребляю слово «масс» сознательно, так как в словосочетании «постановка для народа» нет ничего принижающего или оскорбляющего. Ни репертуар, ни народ. 
Политика театра им. Ленсовета вот уже не первый год включает в себя две довольно-таки разные задачи: создать репертуар доступный не только профессиональному зрителю (а таких восемьдесят процентов из ста в зрительном зале) и не опускаться ниже плинтуса в шуточках и прибауточках. Опять-таки сознательно оговариваю нижнюю планку, а не высшую (достичь невидимых высот), так как в этом тоже есть свой фокус. Решив поставить Шедевр с Крайне Серьезными задачами всегда можешь скатиться в какую-нибудь плоскую плоскость. И сам того не желая, будешь нести со сцены полную чушь, думая, что «глаголом жжешь сердца людей»....
А вот когда очень четко представляешь, с каким материалом ты работаешь (Куни все же не Достоевский), в какой ситуации находишься (у пьесы не сверх гениальный конфликт) и какую задачу ставишь (по сути - развеселить и навести на размышления), то необходимо лишь держать некую планку: не шутить откровенно пошло и не создавать образ откровенно примитивный.... Тогда есть все шансы поставить приличную комедию для народа.
«Смешные деньги» - практически идеальный пример удачной постановки по таким условиям. 
Во-первых, общий тон спектакля (декорации Александра Липовских) подчеркивает мелодраматичность постановки: место действия - гостиная обыкновенной квартиры со стандартными столами-стульями-шкафами в бледно зеленых тонах. Сразу понятно, что никакой удивительный человек (Герой, не дай Бог, - Романтик) здесь не обитает. Тут проживает вполне заурядный служащий Генри Перкинс (Александр Новиков) и его умница-красавица-домохозяйка жена Джейн Перкинс (Ирина Савицкова). Их расписанную и распланированную жизнь круто меняет появившийся чемоданчик с огромным количеством денег. Так как сумму называют в валюте нам не очень привычной, то до конца так и не ясны истинные ее размеры: понятно одно - Генри обещает купить Джейн Бермуды.
Далее в двух актах история разворачивается вокруг этого чемоданчика, его прежнего владельца, убийцы этого прежнего владельца, друзей семьи Бетти (Юлия Левакова) и Виктора (Олег Андреев), и двух инспекторов Дэвенпорта (Александр Солоненко) и Слейтона (Сергей Кудрявцев). 
По хитросплетенным выдуманным историям, которые сочиняют на ходу все участники, можно изучать родственные связи, а также именования тех или иных дальних и близких родственников. Разворачивается классическая комедия с недоговоренными фразами, из-за которых и возникают казусы, шутки и проблемы. Суть их, впрочем, проста: Генри хочет побыстрее смыться из страны, а все выше перечисленные люди ему мешают даже выйти из собственного дома и сесть в уже заказанное и приехавшее такси. Хочу заметить, что желая того или нет, режиссер подчеркнул важный момент: у Генри ничего не получается по большей части из-за того, что его жена (честная и боязливая) не становится его напарницей. Эта подчеркнуто утонченная женщина с выточенным личиком и длинными ножками. Вывод прост: мужчины - лопухи, а без нашей помощи - уж тем более.
И второй момент этого спектакля, который возвышает его над банальными историями про большие деньги и крутых парней, заключается в том, что Генри - самый обыкновенный человек, который ходит по земле, любит свою жену (хоть и собирается уехать с другой - это мелочи...), и не сует нос дальше своей улицы. Таким образом, не так уж и важно, сколько денег у него в чемоданчике, потому что его желания и поступки в любом случае не соответствуют размерам привалившего счастья. Он оказывается чересчур обыкновенным для таких больших денег, для таких хитрых махинаций, для таких радикальных перемен. 
И если кто-то считает причиной серости своей жизни нехватку средств, стоит задуматься: а каких средств-то не хватает - материальных или душевных???