Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

«Не боюсь выглядеть смешной»

Елена Добрякова,- Невское время, 29 марта 2012

Актриса Лариса Луппиан смело берется играть ситуации абсурдные и парадоксальные
 

В Театре имени Ленсовета молодой московский режиссер Кирилл Вытоптов ставит спектакль «Лес» по Островскому. Премьера назначена на 31 марта. Раису Павловну Гурмыжскую играет народная артистка России Лариса Луппиан, о которой Кирилл сказал: «Я Ларису Регинальдовну не знал как театральную актрису. Но я рад, что остановил на ней свой выбор. У нее огромный диапазон - от острой характерности до лиризма, который мне и был нужен. Я хочу уйти от стереотипа громоподобной барыньки с дурным характером, которая щупальцами захватила всю власть в округе. Она у нас и смешная, и трогательная, и мягкая, но в этом нежнейшем цветочке, в этой элегантной птичке скрывается сила и жесткость. Когда она показывает коготки, становится страшно».

 

 

 
- Лариса Регинальдовна, вам до конца удалось проникнуться задумкой режиссера?

 

- И я, и актеры, занятые в спектакле, - Александр Новиков, Дмитрий Лысенков, Сергей Перегудов - поражены взглядом Кирилла на пьесу - настолько это ново, неожиданно. Репетируем мы с января, и вот только сейчас начинает до нас доходить, чего же он от нас добивался. Кирилл очень упорно, при этом ненавязчиво доносил свою идею. А мы очень послушная труппа, не перечили и пытались уловить смыслы, переклички, ассоциации. Наши герои находятся на распутье в своей жизни. В лесу. Страшно в нем заблудиться, погрязнуть в чем-то непролазном. На сцене много всего деревянного: бревна, палки, которые падают, катаются, герои ходят на деревянных ходулях - все это символизирует лес. Я очень волнуюсь за свою роль, как удастся сочетать в одном лице Гурмыжскую, вздорную и глуповатую, и аристократичную чеховскую Раневскую, - таков замысел режиссера. Моя героиня ничего в жизни не умеет, только любить. Готова сорить деньгами ради молодого любовника. Наверное, так настоящей любви у нее в жизни никогда и не было, и нынешнее ее увлечение - очередная иллюзия. Хеппи-энда не будет, но финал придуман очень интересный. Раскрывать не стану. Переживаю вот еще по какому поводу: на меня наденут платье учительницы с воротничком и парик с белыми короткими волосами - эдакий декаданс. Теперь я по ночам не могу уснуть: все думаю, как этот облик будет сочетаться с тем, как и что я играю? Надеюсь на свою интуицию. Важно быть уверенной в себе, что все правильно делаешь. А я вот столько лет на сцене и так и не научилась быть уверенной, все в чем-то сомневаюсь.

 

 
- Работа с молодым режиссером столь радикального плана для вас интереснее, чем с постановщиком направления традиционного?

 

- Я имею дело второй раз в жизни с экспериментом. Первым был спектакль молодого Василия Сенина «Кто боится Вирджинии Вульф» - он идет в театре «Приют комедианта» уже седьмой год, и роль Марты одна из моих самых любимых. А в работе с Кириллом Вытоптовым меня привлекает то, что существовать надо в абсурдных парадоксальных ситуациях, а это меня как раз раскрепощает как актрису, я очень свободно чувствую себя на репетициях. В чем-то принцип игры, предложенный Кириллом, напоминает мне театральные капустники, в которых я просто ас. И потом, Гурмыжскую в прямом прочтении роли мне было бы неинтересно играть - пошловатый образ, как ни крути. Здесь все сложнее. Но посыл Островского сохраняется: артисты оказываются благороднее, чем те господа, которые мнят себя благородными.

 

 
- Как быть с интонациями - наверняка классическая школа тут помеха?

 

- Да, Кирилл нередко говорит мне: «Лариса, а здесь по-настоящему». То есть не надо играть. Я слушаюсь, пытаюсь уловить, чего он хочет. У молодых какой-то свой способ мышления и быстрые реакции. Конечно, это связано с компьютерами, интернетными скоростями, в которых наше поколение мало что понимает. Нам за ними не угнаться.

 

 
- Дочь ваша посвящена в вашу новую работу?

 

- Конечно. И горячо поддерживает идею постановщика. Лиза говорит: «Ты должна поверить в молодого режиссера». Я ей: «Палки какие-то у нас на сцене, зачем они?» А Лиза: «Мама, ты обязательно поверь, что это все не случайно». Вот я и доверилась. И я, и все актеры болеем за этот спектакль, потому что понимаем: это будет первое серьезное режиссерское высказывание Кирилла на большой сцене. Он работает очередным режиссером в «Современнике», но прежде были только спектакли на малой сцене или с кем-то вместе. В общем, работаем. А там уж зритель, надеюсь, подкорректирует.

 

 
- Зритель?

 

- Ну а как же! По реакции зрителя всегда можно понять, правильно ли ты расставил акценты. И в какой-то момент до тебя начинает доходить, что ты на самом деле играешь. Шелуха отпадает, начинается настоящая жизнь спектакля. У меня это случается обычно с десятого показа. Поэтому я очень не люблю, когда критики пишут рецензии с первого спектакля.

 

 
- Не жалуете критиков?

 

- Рецензии стараюсь не читать. И знать не хочу, о чем там пишется. Больше того, я теат-ральных критиков за малым исключением считаю дилетантами и профанами. За минуту могут разнести спектакль, над которым режиссер и актеры трудились три месяца. При этом я как раз не люблю, когда меня хвалят, - мне нужны конструктивные советы. Но я могу их получить от подруг-актрис, от близких людей и отобрать то, что мне нужно. А критики не дают советов. Критик приходит на спектакль с каким-то своим представлением о пьесе и сложившемся уже у него в голове спектакле. И мало кто пытается проникнуться тем действием, которое он видит на сцене, и сказать, где бы получше что-то сделать. Ругать всегда легко. А вот попытаться полюбить...

 

 
- Сегодняшняя жизнь за окном и театр насколько совпадают, на ваш взгляд?

 

- Случаются парадоксальные вещи, причем не знаешь, от тебя это зависит или от зрителя. Вот мы уже несколько лет играем «Заповедник» по Довлатову. Ну идет он и идет. И вдруг на последнем показе зрители начали считывать то, что не считывали два года назад. Они все буквально воспринимали - вот как смешно и нелепо было в 70-е годы! А на последнем спектакле я почувствовала, как зритель соединил то время и нашу реальность и появился какой-то двойной привкус.

 

 
- Устали от антрепризы?

 

- Да у меня всего один антрепризный спектакль «Интимная жизнь», который мы с Михаилом (Боярским, мужем Ларисы Луппиан. - Прим. ред.) уже 16 лет играем. Вот от этого спектакля устала очень. А не закрываем, потому что публика хочет. До сих пор полные залы, звонят администраторы и просят: ну еще разок, ну еще, пожалуйста.

 

 
- И вы выходите со скукой?

 

- Нет, конечно же, выходим в настроении. Ведь что такое профессионализм? Умение включаться очень быстро и выключаться также быстро. Можно прилететь в театр таким вот запыхавшимся - и раз, будто кнопка переключается, и ты входишь в нужное состояние. Надел костюм и уже хохочешь, смеешься - ты в роли.

 

 
- Из этого можно сделать вывод, что актеры - люди циничные?

 

- Ну нет, не циничные. Театральные артисты, наоборот, очень ранимые, трогательные и вообще самые лучшие люди. Я вот сколько ни наблюдаю людей других профессий, не нахожу среди них тех, кто бы так готов был с душой работать за крошечные деньги. Мы же очень зависимы от всего: от случая, от успеха, от режиссера. Идем в профессию только из любви к этому делу, ремеслу. И всю жизнь исследуем человека, человеческие судьбы. Мы прозорливы. Очень много всего видим в людях, оцениваем и оправдываем многое. А причину неудач склонны находить именно в себе. Потому самоеды. Но это счастливая профессия. Мы на сцене можем выплескивать свои эмоции. Вот офисные сотрудники сидят скованные, зажатые, несвободные, не имеют права ничего сказать. А ты дома поругалась со всеми, вышла на сцену - и такие эмоции выдала, такие чувства - еще лучше прежнего сыграла. В общем, мы мудрые и наивные, как дети, которые должны поверить, что палки - это лес, что щепочка - это ложка, вилка и много чего еще. Должны поддерживать игру, даже самую абсурдную.

 

 
- Знаю, что многие актрисы не хотят показаться на сцене нелепыми, смешными. А вы, мне кажется, не боитесь этого...

 

- Да какие артистки боятся быть смешными! В жизни, да, мне хочется выглядеть прелестно. А на сцене - так там уже не я. В принципе я не боюсь, что обо мне скажут. Даже если я плохо выгляжу - мы, артисты, такие же, как все, тоже стареем, и болеем, и лоск прежний теряем.

 

 
- Недавно Дарья Мороз сказала мне в интервью, что актерская профессия вредная - психика расшатывается. А вы как думаете?

 

- Не знаю. Мне кажется, у меня здоровая психика. И у всех моих друзей и подруг - актеров и актрис - тоже. Надо уметь абстрагироваться. Психика должна быть мобильной. Ты вышел на сцену - у тебя такие амплитуды состояний, такие страсти! А пришла домой - и готовишь котлеты как ни в чем не бывало.

 

 

 

// Беседовала Елена Добрякова

 

В ЛУЧАХ

Уважаемые зрители! Обращаем ваше внимание, что премьерный показ спектакля «В лучах» (Малая сцена), назначенный на 6 ноября, состоится в 20:00!

Подробнее

НОВЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ

11 сентября роли Федотика и Ферапонта в спектакле Юрия Бутусова "ТРИ СЕСТРЫ" впервые сыграл Фёдор ПШЕНИЧНЫЙ. Поздравляем!

Подробнее

ОТКРЫТИЕ СЕЗОНА

3 сентября премьерой спектакля «Синьор из высшего общества» наш театр открыл 88-ой сезон. Состоялся сбор труппы и пресс-конференция, где журналистам рассказали о творческих итогах 87-го сезона и планах на новый сезон.

Подробнее

ИЗМЕНЕНИЯ В АФИШЕ

Уважаемые зрители! Обращаем ваше внимание, что премьера спектакля "ТАРТЮФ" состоится 4 ноября, в связи с чем в Афише произошли изменения.

Подробнее

ИЗМЕНЕНИЯ В РЕПЕРТУАРЕ

Уважаемые зрители! Вместо назначенного на 10 сентября спектакля «Без вины виноватые» состоится спектакль «В этом милом старом доме». Вместо назначенного на 19 сентября спектакля «Ревизор» состоится спектакль «В этом милом старом доме». Приносим извинения за доставленные неудобства!

Подробнее

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland Культура Питер ФМ Пушкинская карта Национальный проект Культура
Портал единой карты петербуржца Национальный проект Культура Наденьте маску Госпочта
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр