Top.Mail.Ru

Наука услышать друг друга, или Что с нами не так?

Екатерина Омецинская,-

Наука услышать друг друга, | ФОТО Юлии Смелкиной предоставлены пресс-службой Театра им. Ленсовета

ФОТО Юлии Смелкиной предоставлены пресс-службой Театра им. Ленсовета

В репертуаре Театра им. Ленсовета появился спектакль The Demons режиссера Дениса Хусниярова, созданный на основе одноименной пьесы шведского драматурга Ларса Нурена.

Нурен, написавший более полусотни пьес, давно уже стал в Европе востребованным классиком. Определить жанр его творений, в которых автор неизменно вскрывает человеческое нутро, препарирует отношения между мужчинами и женщинами, ставит героям, да и всему человечеству «диагнозы», на первый взгляд, не совместимые с жизнью, не так-то просто. Трагедия нуреновских героев состоит в том, что они не могут договориться не только с партнерами, но и сами с собой. Пожалуй, драмы Нурена – крутой замес абсурда с реализмом. Такова и жизнь любого из людей: мысли, желания и поступки зачастую абсурдны, но тело, организм – это реальность, от которой не отмахнешься. Как человечество умудряется выживать, постоянно противореча себе, постоянно разрушая свое естество, остается лишь удивляться, ведь мы сами создаем себе ад при жизни – одним лишь неумением услышать стон, жалобу, SOS того, кто дышит в наше плечо...

В редактированной театром истории The Demons Нурена — Хусниярова две семейные пары не только давно живут в индивидуальном аду, но и (в силу соседства семей) умудряются сопрягать свои пекла, тем самым ускоряя эффект самоуничтожения. Роли Франка и Катарины исполняют Олег Федоров и Анна Алексахина, а роли Томаса и Йенны – Олег Андреев и Юстина Вонщик. Несчастны они вроде бы по-разному, но все по той же причине – услышать друг друга супруги даже не пытаются. Бездетные Франк и Катарина находятся в открытой, безжалостной, уничтожающей конфронтации. Томас и Йенна, связанные детьми, все еще пытаются соблюдать некие «обряды» семейной жизни, только плохо у них получается. Ненавидящие друг друга за непонимание мужья-жены ищут «утешения» в семьях соседей, но круг, который они сами для себя замкнули, порочен: от перемены мест слагаемых сумма страдания не меняется, а душевная глухота состраданием не сменяется. Томасу осточертели жена и забота о детях, его слова «ты ничего не знаешь обо мне» звучат справедливым обвинением, хотя и не достигают цели. Йенна, не менее несчастная от «одиночества вдвоем», скорее готова задать вопрос «Что с нами не так?» богу и дождаться ответа свыше, чем попытаться понять мужа...

Для усиления «эффекта Нурена» режиссер вводит в спектакль еще четверых героев – музыкантов, которые сплетают воедино сюжет пьесы и произведения незабвенной группы The Doors. В 1960 – 1970-е годы ее песни стали откровением для целого поколения благодаря текстам Джеймса Моррисона. Этот американский Infant terrible (по-нашему – «мальчиш-плохиш», каковым его сделало несчастливое детство) осознанно разрушал себя, а посему гениально, со знанием дела облекал свои душевные мучения в слова. Алкоголь и наркотики в итоге убили Моррисона, но дали ему возможность предложить человечеству задуматься о себе. Роль легендарного рокера, а точнее, роль исполнителя песен The Doors, Хуснияров поручил актеру Сергею Перегудову (прочие действующие музыканты – это Роман Кочержевский, Кирилл Фролов и Евгений Стецюк). Условный Моррисон не просто поет в спектакле: он (реален, но далеко не всегда зрим героями) на короткой дистанции наблюдает супружеские «бои без правил» и комментирует происходящее своими песенными текстами. Англоязычность исполнения тут не помеха – школьного уровня знаний для понимания незамысловатых, но бьющих наотмашь слов зрителям должно хватить. Главное, что каждый такой комментарий Перегудовым (как когда-то и самим Моррисоном) превращен в драматический мини-спектакль. Встречаясь лицом к лицу с раздирающими людей демонами, Музыкант переживает ужас, растерянность и отчаяние.

Сценография Николая Слободяника незатейлива, как и слова Моррисона: глубокая коробка ленсоветовской сцены привычно черна и почти пуста. Но помимо копии статуи Венеры Милосской, «намека» на ванную комнату в глубине площадки, гигантского душа, напоминающего собой фонарь и стоящего на небольшом подиуме по центру площадки (где по ходу действия появится и белоснежная ванна), сцена таит в своих глубинах тьмы жестяных ведер с розовыми, желтыми, алыми тюльпанами. Их «выход» произойдет под финал спектакля, словно напоминание о том, чего обычно ждут от сказки под названием «И они, конечно же, полюбили друг друга». Чтобы сохранить сказку на всю жизнь, требуются немалые усилия, которых герои так и не предпринимают...

Однако Хуснияров не делает из истории Нурена назидания. Он просто максимально «сводит» героев и зрителей, постоянно напоминая, что «они – это вы». Достигается такое сближение как проходами героев по залу, так и светом Гидала Шугаева, безжалостно направляемым со сцены и слепящим зрительские ряды всей мощью софитов. Они неожиданно опускаются из-под колосников с целью сказать: «Посмотрите вокруг, герои, и задумайтесь, не так ли живете и вы?». Результат превосходит всякое ожидание – двухчасовое действие вряд ли кого-нибудь оставит равнодушным. 

  • Екатерина Омецинская