Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Настоящая Алиса

Дмитрий Циликин,- «Время новостей», 07-12-2004

У спектакля "Оскар и Розовая дама" будет два рода публики. Одни, глядя на сцену Театра Ленсовета, где Алиса Фрейндлих служила с 61-го по 83-й и куда вернулась нынче на один спектакль, испытают стеснение в сердце, в горле. Создания Фрейндлих, во всех их графически точных деталях и пленительно ускользающих переливах, впечатывались в память навсегда - и неизбежно сквозь нынешний облик актрисы многослойной амальгамой просвечивают призраки тех великих ролей. Оттого сейчас нам так грустно и хорошо. Вторые, возможно, нас счастливей - потому что моложе. Они видели Алису Фрейндлих только в БДТ да в "Служебном романе" или, того хуже, в детективном сериале (не помню, как называется) - и теперь им выпало впервые увидеть настоящую Алису.

Такое обновление могло случиться только с ней. Впрочем, "случиться" - неправильное слово, потому что поразительная творческая (да и физическая) форма, которую она демонстрирует, - результат правильной жизни. Безусловно, самая бесспорная "Золотая маска" - Алисе Фрейндлих "За честь и достоинство". Вот уж кто очищает эти подзасалившиеся понятия, возвращает им первоначальный смысл. Наиболее точный тест-контроль на наличие означенных свойств разработал Станиславский, разделив деятелей искусств: любящие искусство в себе - или себя в искусстве. Последних - пруд пруди... Алиса - представительница редчайшего и драгоценного первого сорта.

Могла для бенефиса взять что-то бойкое, зазывное, чтобы зритель послушно и охотно хлопал в такт. На ее месте любая звезда так бы и поступила. Не такова Фрейндлих - ей и сейчас, как всегда, интересно только искусство в себе. Им она и занята - два с лишним часа пребывания на сцене.

Пьесу написал Э.-Э. Шмитт, ловкий парижский драматург, нам хорошо знакомый (в том же Театре Ленсовета идет его "Фредерик, или Бульвар преступлений"). Рассчитана она беспроигрышно душещипательно, сделана неровно. Оскар - десятилетний мальчик, умирающий от лейкемии. Розовая дама - кто-то вроде социального работника, среднее между больничной сиделкой и кризисным психологом. Она убеждает Оскара писать Богу - пьеса и есть эти послания. Диалоги - разговоры Оскара с Дамой, а также с другими детьми в клинике, с врачом, с родителями - внутри писем. В спектакле структура еще сложнее: почти каждое письмо вперемешку читают Оскар и Дама - уже после смерти мальчика. Как играет Фрейндлих? Исполнительское мастерство - это количество нюансов в единицу времени. Мастерство тем выше, чем меньшее время нужно исполнителю для смены краски, приема, эмоционального тона. Представьте, что нужно изобразить разговор мальчика и старой женщины: актер станет говорить на разные голоса, головой вертеть, мол, тот справа, а эта слева, чтобы развести персонажей в зрительском сознании. У Алисы - ничего подобного. Она придает Оскару, Даме и остальным индивидуальную характерность (как всегда у нее - точнейшую), быстренько приучает нас всех их узнавать - и проигрывает реплики и оценки стремительно, мгновенно (именно мгновенно!) переменяя обличье.

Вообще-то в разговоре об Алисе Фрейндлих рассуждения о мастерстве излишни. Мастерство служит для решения более содержательных и существенных, нежели чисто профессиональные, задач. Неровность пьесы в том, что славные, вкусные и смешные обстоятельства (при всем трагизме ситуации) перемежаются в ней разными высокопарностями вроде "Жизнь - странный дар. Вначале мы его переоцениваем: думаем, что получили в вечное пользование... Наконец осознаем, что это был вовсе не дар, а только кредит...". Произнося это, актриса не бросает характерность своего Оскара, но как бы облегчает ее, делая прозрачной, и сквозь нее проступает сама Алиса Бруновна Фрейндлих. Право Алисы Фрейндлих говорить про это несомненно, она, как уж не раз бывало, выше и глубже текста. Ее мудрость - особенная, не тяжелая, не натужная, все осеняет и пронизывает дух юмора, который, как мы знаем, есть индикатор и одновременно наилучшее проявление ума.

Ни одной репризы (а они есть у Шмитта) специально не подано. Ничего для облегчения контакта с залом. Ни единого приема из нынешнего продажного театра, заискивающего перед потребителем. Вкус - совесть в сфере эстетического. Что Фрейндлих всю жизнь и доказывает. Пошлость, вульгарность для нее невозможны. Кстати, это о ней Евгений Калмановский, автор вышедшей 15 лет назад прекрасной книги "Алиса Фрейндлих", написал: "музыка талантливого проживания жизни". Музыка снова с нами.

Оттого особенно досадно все, что поперек. Спродюсировал этот символический come back Владислав Пази - хвала ему и благодарность. Он же значится и режиссером спектакля. В одном Пази, сменивший покойного Игоря Владимирова на посту худрука Театра Ленсовета, вполне наследует предшественнику: у него тоже изрядная проблема со вкусом. Например, в "Оскаре" герой умирает так: в конце уходящей в глубину сцены анфилады арок (художник Мария Брянцева) открывается дверь, оттуда - ослепительный свет, куда и... в общем, ужас.

Алиса Фрейндлих лишь однажды работала с равным ей режиссером - Андреем Тарковским. Сейчас на русском театре я знаю двух таких: Лев Додин и Петр Фоменко. Но Додин на стороне не ставит, а в своем МДТ у него жена-артистка. Остается Петр Наумович, когда-то как раз в Ленсовете сделавший свою знаменитую (и запрещенную) "Мистерию-буфф". Вот бы теперь...

8 декабря Алисе Бруновне исполнится 70. Из них на сцене она 47. По-прежнему ее актерский путь предсказуем только в одном: никто не знает, что она сыграет (может - все), но есть все основания надеяться, что в любом случае это будет подарком нашей зрительской судьбы. 
Дмитрий Циликин

ВНИМАНИЕ! АКЦИЯ!

Уважаемые зрители! Мы запускаем акцию, в рамках которой вы сможете приобрести билеты на спектакли сентябрьского репертуара по специальным ценам! Обращаем ваше внимание, что такие билеты можно приобрести только в кассе театра!

Подробнее

АБОНЕМЕНТЫ

Уважаемые зрители! С 5 августа театр открывает продажу комплектов билетов (абонементов) с реализацией в свободном доступе только через кассу театра.

Подробнее

ИЗМЕНЕНИЕ В РЕПЕРТУАРЕ

Уважаемые зрители! Спектакль "Три сестры", назначенный на 26 сентября, заменён на спектакль "Город. Женитьба. Гоголь.", начало в 18:00. Спектакль "Птицы", назначенный на 27 сентября, отменён. Приносим свои извинения!

Подробнее

ОТКРЫТА ПРОДАЖА БИЛЕТОВ!

Уважаемые зрители! Рады сообщить, что уже сегодня мы открываем продажи на спектакли сентябрьского репертуара! Вы можете приобрести билеты в кассе театра ежедневно с 11 до 19 часов. Подробная информация в кассе театра по телефону 713-21-91

Подробнее

ПОЗДРАВЛЯЕМ!

Поздравляем народного артиста России Ефима Александровича Каменецкого с 85-летием! Здоровья Вам, новых актёрских свершений на сценах Санкт-Петербурга. Мы всегда рады видеть Вас в нашем общем театральном Доме!

Подробнее

.

Новый канал: блогер Костя Кляйн на YouTube и официальный сайт Костя Кляйн.

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум 2019 год театра в России 2019 год театра в России 2019 год театра в России
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр