Top.Mail.Ru

Народный артист России Олег Леваков

Вера Николаева, - «Зрительный ряд», 2008, № 8, 1 – 15 мая

- Изменилось ли Ваше мироощущение в связи с тем, что Вы стали народным артистом России? 
- Не нужно ему меняться. У меня восприятие этого события такое - мне преподнесли оригинальный подарок родные люди. Именно родные - те, с которыми я служу в театре четвёртый десяток лет. Они решили меня так порадовать, уважить - и это у них получилось. Спасибо им всем большое. Как акцию государственного масштаба, несмотря на то, что на указе стоит подпись Президента, я это событие не воспринимаю. По-моему, это здоровая реакция. Правильная. 
- Когда Вы пришли в Театр имени Ленсовета, то здесь ведущими мастерами были Алиса Фрейндлих, Леонид Дьячков, Алексей Петренко, Анатолий Равикович. Нынче на их месте ядром труппы оказалось уже ваше поколение - первый актёрский курс Игоря Петровича Владимирова. У народных артистов Сергея Мигицко, Ларисы Луппиан, Владимира Матвеева, Олега Левакова есть понимание, что на вас теперь должны равняться?
- Умозрительно такое понимание присутствует. Но, по-моему, никто из нас внутренне мэтром себя не ощущает. Если говорить обо мне, то я себя считаю полезным театру человеком. И актёром, и режиссёром. Именно - полезным. И в этом мои сегодняшние амбиции и состоят. Я считаю, что моё понимание нашего театра, как самобытного организма, приносит пользу всем. Я могу вовремя подсказать, грамотно поднаправить, толково объяснить, - и через это взять от людей по максимуму для пользы общего дела. Заложил во мне эту дотошность, безусловно, в начале моего пути Владимиров, он же в своё время и сподвиг меня на освоение второй профессии - режиссёрской. Возвращаясь к вопросу о лидерстве поколения - мне кажется, что мы всё-таки до тех высоких имён, харизматичных и великолепных, не дотягиваем. Не дотягиваем даже не столько по мастерству, сколько по влиянию на зрительские умы. Они были богами, на них молились в буквальном смысле этого слова, а отношение к нам попроще будет. 
- Мне кажется, что в те времена влияние самого театра как зрелища на людские умы и сердца было другим. Что было у людей для отдохновения душевного, кроме книги? Театр и кино. Телевидение было весьма информативным - «Время», концерты правительственные, в лучшем случае «Вокруг смеха» и КВН. А нынче соблазнов - море, антрепризных спектаклей ежевечерне - десятки, к тому же любимый артист может мелькать на экране телевизора по тридцати каналам одновременно. Значимость похода в театр, как культурной акции, упала, к сожалению.
- Согласен. Время диктует свои расстановки сил. К тому же яркие индивидуальности всегда сложно сравнивать. Они самодостаточны. 
- Вы много преподавали, помогали Владимирову на курсе. Как вы нынче воспринимаете молодое поколение, идущее вам на смену? Они предъявляют что-то серьёзное, выходя на сцену? Вы в своё время, придя в театр целым выпускным курсом, сильно встрепенули, встряхнули мэтров, они даже Игоря Петровича Владимирова к вам ревновали. Вас кто-то способен сейчас встрепенуть?
- За нами в театр пришло уже несколько поколений, и среди них есть великолепные «экземпляры» - Евгений Филатов, Сергей Кушаков, Анна Алексахина, Елена Комиссаренко, Семён Стругачёв, Светлана Письмиченко, Ирина Ракшина, Александр Новиков. Боюсь кого-то не назвать, но они уже и сами - «мэтры» своих поколений. «Предпоследняя» молодёжь, лидерами которой являются Анна Ковальчук, Ирина Савицкова, Александра Камчатова, Олег Фёдоров, безусловно, тоже вызывает уважение и способна удивить. А вот последнее поколение порой обескураживает своей аморфностью, безазартностью. Желание овладеть профессией глубже и дальше, расширить диапазон, удивить самих себя наблюдаю у очень немногих. Рвение и стремление, честолюбие, если хотите, сразу выделяет людей из массы. Эти качества были у Дмитрия Лысенкова - и он получил «предложение, от которого невозможно отказаться» от Валерия Фокина, блистает теперь в Александринке. Актёрская профессия требует страсти. С холодным носом её не взять. Может быть, опять же меркантильная наша действительность диктует им, что добиться чего-то можно быстрее на стороне - в сериалах, в кино. Но быстрее - не значит качественнее. 
- Ваш режиссёрский выбор материала чем сегодня обусловлен? Вам важно угадать настроение зрителей, их предпочтения? Или Вы ставите то, что интересно Вам?
- Мне важно сочетание всех интересов - и зрителя, и собственных, и труппы, и полезности данного материала для афиши театра. Главное же для меня при выборе пьесы - её эмоциональный человеческий заряд. Рациональность и умозрительность, концептуализм и авангардизм - не моя территория. Бывают спектакли - чисто по форме сделан, грамотно и даже красиво, а через рампу ничего не переходит, остаётся действо «вещью в себе». Вот это - не моё. Мои режиссёрские амбиции связаны с тем, чтобы тот задор, жизнеутверждающий заряд, который был при Владимирове, не утерялся, а был достойно, художественно предъявлен и сегодня. 
- А артисту Олегу Левакову что сегодня интересно?
- Тот же самый эмоциональный градус, даже в самом наисерьёзнейшем материале. Работа в спектакле «Западня» до сих пор - моя актёрская «точка кипения» за последние многие годы (премьера 1990 года по польской пьесе Т.Ружевича о судьбе Франца Кафки, где Олег Леваков играл отца знаменитого писателя. - В.Н.) Выше этого, глубже и страстнее ничего пока не было. 
- Что Вы хотите нам сегодня поведать нового о женской природе в премьере спектакля «Развод по-женски»? Женщины для Вас - это другие существа, инопланетяне, или наоборот - примитивны и понятны? 
- Эманация, которая исходит от женской особи, чрезвычайно плодотворна, живительна и целебна для мужчины. А для мужчин, которые занимаются творчеством, в особенности. Без благотворного влияния женского начала ничего путного, с моей точки зрения, мужчина создать вообще не может. Спектакль наш будет, таким образом, лекарством для мужчин. Несмотря на то, что на сцене мужчин не будет. Или благодаря этому. Женщины смогут в героинях (а их - семнадцать!) узнать себя, своих сестёр-матерей и подруг, а мужчины снисходительно подтрунить над женскими слабостями. Мы вслед за автором - американкой Клер Бут Люс - будем в меру иронизировать, в меру смеяться, но и элементы лирической трогательности будут в нашем спектакле. 
Беседу вела Вера Николаева