Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

НАД КЕМ СМЕЕТЕСЬ?

Елена Чукина,- Pro-сцениум № 11 (69). Июнь 2009

Наверное, продаются и сейчас такие любопытные книжки-раскладушки для детей: разворачиваешь плотные картонные страницы этого цветного чуда - и перед тобой в прямом смысле поднимаются домики и леса со зверюшками, вырезанные по специальной технологии, чтобы ребенок видел не плоскую картинку, а объемную фигуру, которую даже можно пощупать. И такой настоящей кажется детскому взгляду эта взрослая жизнь в миниатюре! Только ведь все равно понятно: это игрушка...
Сейчас редко приходится видеть на сцене павильон, но художник Ирина Долгова не побоялась. Тем более, павильон, где происходит действие спектакля, стилизован и не должен восприниматься всерьез. «Театральная» квартира Городничего хорошо обставлена и оформлена «по моде»: полосатые обои с ненавязчивым цветочным орнаментом, старинная живопись на стенах, пианино с канделябрами, дорогие стулья и пуфики, слева - полукруглый белый балкончик, окно с видом (вероятно) на шумную улицу провинциального города N. Вполне достойно для столь важного обитателя. Однако не дом это - домик. Несмотря на всю кажущуюся солидность, есть здесь изрядная доля иронии художника. Уж слишком все правильно, слишком на своих местах, а главное - стены этого домика умышленно низенькие, придавленные, что ли, возвышающейся над ними чернотой пространства. Квартирка эта вроде как подстать хозяину, который пригнулся под страшным словом «РЕВИЗОР». Да еще и гостиничный номер, где обитает Хлестаков, присоседился справа, не будучи разделенным с домом Самого ни окном, ни дверью. Так что перед зрителем все три часа этакий «макет в разрезе». Игрушечным и комичным видится это «степенное жилище», такими же кажутся его хозяева и гости.
Сергей Федотов поставил «Ревизора» как комедию. Для каждого персонажа найдена самая выразительная черта, за нее актеры и держатся, ее и утрируют. Черты эти не становятся открытием в прочтении классики, да это режиссеру и не нужно. Сюжет «Ревизора» все прекрасно знают, на памяти заядлых театралов масса серьезных трактовок. А после этого спектакля помнится не последовательное развитие ролей, а дивертисменты и физиономии персонажей. Можно бесконечно говорить об актуальности гоголевских героев во все времена, но Федотов делал комедию, не столько высмеивая нравы общества, сколько акцентируя комическое решение персонажей. 
Кругленькие Бобчинский и Добчинский (Олег Абалян, Петр Квасов и Евгений Филатов) - «двое из ларца, одинаковы с лица»: усатенькие, лысоватенькие, маленькие, неразлучные, улыбающиеся, жизнерадостные болтуны. Земляника Александра Новикова - одно слово попечитель богоугодных заведений: его важность вся отразилась в телесных объемах и уже не оставляет своему хозяину почти никакой возможности шевелиться. Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин Олега Андреева высок, широкоплеч, размашист, опасен, так как, не заметив кого-нибудь по причине его низкорослости, может спихнуть или (не дай бог!) задавить вовсе. Почтмейстер Шпекин (Роман Кочержевский), пожалуй, вполне мог бы стать его жертвой, однако цел, благодаря своей юркости и угодливости. Городничий Сергея Мигицко - немолодой, до невозможности обаятельный красавец с лошадиным оскалом и взлохмаченной сединой, активный делец, фонтанирующий энергией и виртуозно жонглирующий всякой окружающей его чиновничьей мелочью. Его дамы (Анна Андреевна - Анна Алексахина, Марья Антоновна - Маргарита Иванова, Анастасия Самарская) - провинциальные красотки и тряпичницы, состязающиеся друг с другом в цвете юбок и умеющие гармонично совместить гостеприимство почтенных хозяек с распущенностью низких девок. Хлестаков (Виталий Куликов, Олег Федоров) - не умный и хитрый «гость из столицы», а юный плут и дурак, питаемый исключительно сиюминутными амбициями, прекрасно вписывающийся в общую картину города N и сбегающий из дома Городничего через окно (для лишней улыбки зрителя, помнящего Подколесина и финал «Женитьбы»). Пожалуй, лишь Осип в исполнении Олега Левакова (в дубль с Александром Сулимовым) мог бы выделиться из уездной толпы - лишенный ужимок, он достаточно смел и циничен, чтобы оглядеться вокруг. Однако этому русскому мужику слишком скучно, да и лень, в общем-то. Некого противопоставить аборигенам. 
В финале собирается вся эта забавная местная братия в домике-игрушке городничего, и становится.... грустно. Не весело, как хотелось бы сказать. Приехал настоящий ревизор, а это уже другая история. Наивный детский страх на лицах персонажей вызывает сожаление о том, что этих вот людишек, таких забавных и смешных, уже не будет при «новом начальстве». Над кем смеялись? Смеялись над ними. А теперь не смешно. Может, вообще ни над кем смеяться не стоит? Народная мудрость гласит: «Не зеркало неча пенять, коли рожа крива», а на каждого молодца всегда найдется свой всамделишный ревизор.
Елена Чукина 

Изменения в репертуаре

Уважаемые зрители! 19 октября вместо спектакля "Гамлет" пойдет спектакль "Сон об осени", 21 октября вместо спектакля "Все мы прекрасные люди" пойдет спектакль "Ревизор". Приносим свои извинения!

Замена спектакля

Уважаемые зрители! 16 октября вместо спектакля "Город.Женитьба.Гоголь." пойдет спектакль "Ревизор". Приносим свои извинения!

Гастроли в Казани

9 и 10 октября спектакль Юрия Бутусова «Город. Женитьба. Гоголь.» открыл Качаловский театральный фестиваль в Казани на сцене Русского большого драматического театра им. Качалова.

Всероссийское исследование театральной аудитории

Приглашаем Вас принять участие во Всероссийском исследовании театральной аудитории, которое проводит Российский институт театрального искусства – ГИТИС.

Подробнее

БИЕННАЛЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

6 ноября на нашей сцене будет показан спектакль выдающегося российского режиссёра Камы Гинкаса "Вариации тайны" (МТЮЗ) в рамках фестиваля "Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры" - 2018.

Подробнее

Документы

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр