Top.Mail.Ru

На Владимирский возвращаются люди и страсти

Елена Алексеева ,- «Деловой Петербург», 2002, 27 декабря

Если вы любите театр, то интересует вас и его изнанка: каковы артисты в обыденной жизни, кто кого подсиживает, кто против кого интригует, какими путями добивается ролей... Не говоря уж о сакраментальном: кто с кем спит. Тот, кто не любит театр, окунается в мир кулис ещё более охотно. В представлении обывателей богема - это прибежище всех возможных пороков. Там свобода нравов, беспечность. Театр отвечает обывателю той же монетой. Смотрит на людей из публики свысока. И всё же друг без друга они не могут.
На афише своего нового спектакля "Фредерик, или Бульвар преступлений" режиссер Владислав Пази мог бы смело написать: "Театру Ленсовета посвящается". Он поставил спектакль о любви к театру, взяв за основу историю из жизни любимца парижских бульваров Фредерика Леметра. Но на сцене явственно присутствуют тени артистов, царивших здесь, в доме на Владимирском проспекте, каких-нибудь 20 лет назад.
Пази недаром называет себя традиционалистом. Даже по стилю "Фредерик" перекликается с былыми хитами здешнего репертуара - спектаклями "Укрощение строптивой", "Люди и страсти", "Трехгрошовая опера". Что подчеркнуто участием в премьере корифеев труппы - Михаила Девяткина, Дмитрия Баркова, Анатолия Семенова.
Пьеса, которую для театра перевела Ирина Мягкова, написана Эриком-Эммануэлем Шмиттом совсем недавно, 4 года назад состоялась ее парижская премьера, в которой главную роль играл Жан-Поль Бельмондо.
Фоли-Ленсовет-Драматик
Спектакль начинается задолго до третьего звонка. В бульвар превращено фойе театра. Там можно получить все тридцать три удовольствия: послушать уличных музыкантов, поглазеть, как извивается в танце цыганка, посидеть на скамейке, как две капли воды похожей на парижскую. Гадалки и фокусники, уличные девицы и полицейские - кого только не встретишь тут. Снуют в толпе разносчики мороженого и карманники. Программки продает девушка-каучук. Бульвар усыпан осенними листьями и листовками антиправительственного содержания ("Долой диктатуру Луи Филиппа!").
Зрители охотно общаются с обитателями бульвара Тампль, тем более что на этих ролях в театре самая молодая часть труппы, перед обаянием которой трудно устоять. Спустя несколько минут мы увидим всех этих персонажей на сцене, и уже трудно будет разобраться: кто тут цветочница с бульвара, кто бутафор, кто привратник. Бульварный театр тем и отличается от "Комеди Франсез", что не ставит себя выше публики. Действие будет перемещаться с подмостков "Фоли-Драматик" за кулисы. Недаром художник Алла Коженкова выстроила на сцене два портала, чем подчеркнут классический прием "театр в театре".
Впрочем, на сей раз надо считать по крайней мере до трех: Театр Ленсовета такой же полноправный участник игры, как и его парижский собрат. И, когда по ходу пьесы артисты играют мелодрамы Дюма, Дюканжа и Антье, завсегдатаи здешних мест с нежностью вспоминают незатейливые пьески, которые в случае чего выручали труппу Игоря Владимирова. Здесь ведь тоже случались стычки с цензурой, правда, не по поводу сочинений парижского графомана Му де Звона, а из-за "Мистерии-буфф" в постановке Петра Фоменко.
Запечатлен в спектакле и момент рождения мюзикла, жанра, сделавшего блестящую карьеру на ленсоветовской сцене. Чтобы спасти бездарную пьесу, Фредерик Леметр сочиняет веселые куплеты: "С парижского базара сбежали два клошара..." - и премьера имеет оглушительный успех.
Предрешен и успех постановки Владислава Пази. За 30 лет работы в театрах страны он до тонкостей изучил рычаги воздействия на сердце публики: знает, как пощекотать ей нервы, как польстить и чем успокоить.
"Я хотел бы тут остаться"
Сильный и беспроигрышный мелодраматический ход - вывести на сцену ребенка. Так и поступает режиссер, начиная спектакль с рождественской картинки: на пустую сцену "Фоли-Драматик" выходят маленький Фредерик (Никита Бажанов) и его мать-прачка (Ольга Копылова).
Тут-то будущий гений французского театра и произносит: "Как красиво! Я хотел бы здесь остаться!". Все именно так и случится, Фредерик Леметр не расстанется со сценой до конца жизни.
Как не расставался с нею Игорь Владимиров, которого так напоминает Сергей Мигицко - Леметр в финале спектакля. Недаром героя одели в вязаный жакет, столь похожий на тот, в котором ходил по театру в последние годы своего правления Игорь Петрович. Поклон учителю естественно встраивается в целую цепочку реверансов. Артисты признаются в любви и театру вообще и родной сцене в частности. Театру как искусству и театру как мировоззрению, способу жить и выживать.
Смешные и уродливые стороны театра артистам ведомы не меньше, чем прекрасные и высокие. Оттого на спектакле так часто звучит смех. За право потешить публику соревнуются ведущие мастера труппы. Больше всех аплодисментов срывает, пожалуй, Семен Стругачев в роли драмодела Му де Звона. Характер персонажа отвечает фамилии, степень амбиций - обратно пропорциональна таланту, что требует от актера соответствующих способностей. Зерно роли (или, как говорится в пьесе, - "семя") он обнаружил в патологической серьезности героя. Он начисто лишен чувства юмора и потрясен, узнав, что его считают комедиографом.
Нервный смех в зале вызывает и первый выход мадемуазель Жорж. В пожилой замарашке сразу и не узнаешь Ларису Луппиан. Играя стареющую примадонну "Фоли-Драматик", актриса не жалеет характерных красок, давая портрет столь же собирательный, сколь и схожий с десятком известных оригиналов. Ближе к финалу мы видим m-lle George весьма похорошевшей, но это тоже - театр, где контрасты всегда уместны. Рядом с Жорж - ее соперница Красотка. Бог не обделил ее красотой и молодостью, но поскупился на талант. Анне Алексахиной тоже понадобилось заглянуть в копилку актерских наблюдений, чтобы сыграть эту юную стерву.
Центр, нерв и мотор спектакля - это, безусловно, Сергей Мигицко. Театр без премьера - это не театр. Оттого Фредерик во всем первый. По части любовных похождений он столь же знаменит, как и в амплуа романтического героя. А если учесть, что актер изнутри взрывал клише романтического театра, насыщал спектакли юмором, буффонадой и трюками, то, сами понимаете, Мигицко есть где разгуляться. Он меняет маски и костюмы, свободно перемещается от фарса к трагедии, поет, пляшет и страдает. С рвущей сердце откровенностью рассказывает о своей профессии.
Его герой умеет любить, но боится быть счастливым. Наверное, оттого мелодраматическая линия пьесы - роман с юной аристократкой (Александра Камчатова) - менее увлекательна, чем трагикомическая. Вся жизнь артиста - театр, а в реальной жизни он робкий дебютант, в любой момент готовый признать поражение. Так сбылась мечта маленького Фредерика - он жил и умер на сцене.
Елена Алексеева