На Малой ленсоветовской сцене премьера спектакля по рассказам Ивана Бунина.
Формат его необычный. Летом, когда театры не работали из-за пандемии, возникла идея сделать телеспектакли небольшого формата. Худрук Лариса Луппиан предложила молодым режиссерам взять в работу рассказы Бунина и Куприна. Пространство Малой сцены было переоборудовано в небольшую киностудию, где и были сняты три бунинских рассказа из цикла «Темные аллеи», два из которых выложили в Сеть еще осенью.
Сейчас литературно-драматический видеопроект перевели в офлайн. Рассказы «Мадрид» и «Визитные карточки» играют «вживую» актеры на сцене, а третий, «В Париже», с участием Анны Ковальчук и Сергея Перегудова, идет в записи. Почему? «Три рассказа сложились в единое высказывание именно в таком формате», - объясняет режиссер.
Спектакль о любви, одиночестве, душевных ранах и переживаниях. Ненастье в душе, ненастье в природе - дождь, сырость… «Все рассказы этой книги только о любви, о ее «темных» и чаще всего мрачных и жестоких аллеях», – писал Бунин.
Русские в Париже, городе любви. Он, она… Он пишет истории войн, разведен, она работает в русской столовой, замужем. Это Бунин, эксперт в области чувств: «Нет ничего более трудного, как распознать хороший арбуз и порядочную женщину…» или «Кто женится по любви, тот имеет хорошие ночи и скверные дни». По словам знатока человеческих душ: «На свете так мало счастливых встреч», «… из году в год, изо дня в день, втайне ждешь только одного, - счастливой любовной встречи, живешь, в сущности, только надеждой на эту встречу - и все напрасно…»
- Уже прошло распределение ролей – очень точное, удачное, на мой взгляд, мы готовились к читке, было составлено расписание репетиций, и вдруг театры закрывают, - рассказывает Евгения Богинская. - Тогда мы решили снять кино, чтобы иметь возможность выйти к зрителям. Снимать стали не на телефон, а подошли к делу со всей серьезностью. Пригласили в работу профессионального кинооператора Влада Амелина. Ковид то и дело ломал наш замысел, артисты болели. Кирилл Нагиев, который снимался в новелле «Визитные карточки», не смог выйти к зрителям на премьерный показ офлайн. Его заменил Максим Ханжов - и получилась совсем другая история. К моменту премьеры мы как раз закончили монтаж «В Париже» и решили презентовать фильм на Малой сцене. Показать две новеллы «вживую», а третью – видео. И оказалось, что все три истории отлично монтируются друг с другом по мысли и чувству.
Проект называется «Он, Она». Про встречи и расставания. Три разных ситуации, в которых оказываются Он и Она. Как жить дальше после сильного эмоционального потрясения. Что делать с опытом любви. Остается ли та или иная встреча в нашей памяти. Мы создали мост: от текста – к театру, через кино. Каждая часть целостная сама по себе, и экранизация рассказа «В Париже» - часть композиции. Если что-то в театре работает как эмоционально-смысловой поток, менять ничего не надо. Оставляем так, как это работает! Это Бунин – здесь очень важны полутона. Формат кино позволяет нам вглядеться в детали, которые невозможно увидеть из зрительного зала, даже если мы смотрим спектакль на Малой сцене. Близость актеров к зрителям предполагает наличие исповедального тона высказывания. Кино, в нашем случае, выполняет функцию увеличительного стекла и сокращает дистанцию между зрителем и личным пространством бунинских персонажей до предела. И это, ко всему прочему, очень красиво снято. Благодаря великолепной операторской работе мы можем позволить себе представить спектакль именно в таком виде.
Актеру Олегу Федорову досталась роль в рассказе «Мадрид». Безымянный герой, «Он».
- Когда готовился к роли, перечитал цикл «Темные аллеи» с большим удовольствием. Не самый простой автор. В его рассказах странные отношения мужчины и женщины. Это меня заинтересовало. На мой взгляд, мой герой – альтер эго Бунина. Он эдакий наблюдатель. Был любвеобильным человеком. Писал о себе, находясь в эмиграции, переосмысливая свою жизнь, вспоминая о разных встречах. Целый калейдоскоп женских характеров. Мы решили, что будем говорить о любви. В разных ипостасях, в случайных встречах. Любовь неожиданно возникает, и только потом, позже, ты понимаешь, что эта встреча изменила твою жизнь.
Справка
Евгения Богинская в 2016 году окончила РГИСИ по специальности режиссер драматического театра (мастерская В.М. Фильштинского). Активно работает как режиссер и педагог в городах России и Европы. Педагог РГИСИ. Главный режиссер санкт-петербургского Социально-Художественного Театра (СХТ). Режиссер-постановщик в Театре им. Ленсовета. В репертуаре – спектакль «Тело Гектора» по пьесе современного драматурга Аси Волошиной.