Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

На сцене - королева

Анна Кукушкина,- «Известия», 2009, 8 декабря

Сегодня у Алисы Фрейндлих юбилей


Алиса Фрейндлих - этого достаточно. И не надо "дежурных" слов и парадных эпитетов: великая, гениальная, неповторимая. Все это правда. Но какой смысл перечислять официальные титулы, награды и звания, когда она здесь, почти рядом, живая и настоящая - на театральной сцене, в кино и на телеэкране. Короткий взгляд сияющих глаз, мгновенный поворот головы и чуть приоткрытый в секундной паузе рот - такой ее знают миллионы.

Сегодня у Алисы Бруновны юбилей, и "Известия" присоединяются к многочисленным поздравлениям в адрес всенародно любимой актрисы. Но этого мало, о ней хочется говорить, ее роли хочется вспоминать. И не только большие и главные - в кино и БДТ. Ведь до Большого драматического была еще одна, совсем другая эпоха, когда Алиса Фрейндлих блистала на сцене Театра им. Ленсовета. Сотни спектаклей, десятки актерских образов. И среди них - трогательный Малыш, персонаж знаменитой книги Астрид Линдгрен.

 

"Не мешай смотреть!"

Этот детский спектакль, где Карлсоном был Равикович, а Фрейндлих играла роль Малыша, помнят едва ли не все ленинградцы-петербуржцы. Одни ходили на него с родителями, другие, наоборот, водили своих детей и внуков. Да и была ли разница, ведь взрослые смотрели на сцену точно так же, как маленькие зрители, - взволнованно и неотрывно.

Вспоминает режиссер-постановщик спектакля, заслуженный деятель искусств России Нора Райхштейн:

- Было ощущение чуда, настоящей, неподдельной сказки. И это заслуга Алисы. Помню такой эпизод: идет "Малыш и Карлсон", играют Фрейндлих и Равикович. В зрительном зале, с краю, у прохода, сидит мужчина, и по правой щеке у него стекает слеза. А слева мальчишка, его маленький сын, волнуется, хочет что-то спросить. И тут отец поднимает руку и, не отводя глаз от сцены, шлеп его по макушке, не сильно так, совсем легонько: "Не мешай смотреть!". Вроде бы мелочь, но картинка до сих пор стоит у меня перед глазами. Взрослый человек от счастья заплакал. Это было необыкновенно.

- Алиса Бруновна сразу согласилась на эту роль? Все-таки не каждая известная актриса рискнет сыграть маленького мальчика.

- Все получилось неожиданно. Мы были на гастролях, если не ошибаюсь, в Перми. И я, как мне тогда показалось, поймала удачный момент. Дело в том, что я уже несколько месяцев ходила за Шефом (так мы называли Игоря Петровича Владимирова, главного режиссера театра), чтобы уговорить его на постановку "Малыша и Карлсона". Серьезной беседы не получалось, а тут он развернулся и конкретно-делово спросил: "Ну, хорошо, а кто же будет играть Малыша?". Я на секунду обомлела: до распределения ролей в моей голове еще не дошло, сначала надо было получить разрешение на постановку. И тут в полутемном фойе мелькнул силуэт Алисы Фрейндлих. Она куда-то мчалась особой "гастрольной походкой" (мы все в то время бегали по магазинам, надеясь чего-нибудь закупить). И я назвала ее имя. У Шефа от удивления раскрылись глаза, и он с легкой насмешкой поинтересовался: "А вы с ней говорили?" - "Нет, ждала вашего разрешения". - "Ну что ж, попробуйте". И я попробовала: в тот же вечер поймала Алису и поинтересовалась, есть ли у нее что-нибудь читать на ночь. А когда она ответила, что нет, вручила ей книгу Линдгрен. И все получилось. На следующее утро она подошла ко мне с вопросом в глазах, мол, чего я от нее хочу. Я ей сказала. И поняла, что она согласна. Даже очень согласна. Потом начались репетиции. Алиса была в упоении от этой роли. А все неизбежные в такой ситуации разговоры: да сможет ли она? а как же возраст? - уже не имели значения.

 

Талант меняет правила

Спектакль "Малыш и Карлсон" с Фрейндлих в главной роли появился на ленсоветовской сцене сорок лет назад - 6 декабря 1969 года. Чуть раньше была шекспировская Джульетта и знаменитая Элиза Дулиттл из бессмертной комедии Бернарда Шоу, Селия Пичем из "Трехгрошовой оперы" Брехта. Потом - героини Чехова и Достоевского, Альдонса из "Дульсинеи Тобосской" Володина. И, конечно же, легендарная Елизавета Английская из шиллеровской трагедии "Мария Стюарт" - эту роль актриса впервые сыграла в 1974 году.

- На сцену выходила не Алиса - на сцену выходила королева, - продолжает Нора Райхштейн. - Там не было игры, ни капельки, ни зернышка неправды. Мы смотрели и видели, что все ее нутро подчинено только одной идее: задавить, растоптать, уничтожить стоящую перед ней несчастную Марию. И зрители это сразу чувствовали.

- А как она играла советские пьесы! Не всегда удачные, часто несовершенные. Без нее там нечего было смотреть. Но ее талант был безупречен. Никакой фальши, наигрыша, она выходила на сцену, как птица в поднебесье,- вспоминает актриса Театра им. Ленсовета, заслуженная артистка России Елена Маркина. - У нее был особый дар, и я уверена - он до сих пор сохранился: когда Алиса выходила на сцену, каждому зрителю казалось, что она играет для него. Такой феномен теплого, человеческого присутствия - не знаю, как это точно назвать. Ничего похожего я в жизни больше не встречала. Только слышала, что подобные вещи рассказывали про Эдит Пиаф. Когда она пела, слушателям тоже казалось, что она поет только для них, но не для всех, а для каждого по отдельности. Но это легенды, а Алиса умела делать жизнь вокруг себя необыкновенной. Мы с ней очень дружили. И если я шла на свидание, она могла что-то снять с себя: "Мара, надень!" (она меня так называла - по фамилии, а я ее - Алисандрой и Брунсвиком). Или могла прибежать ко мне вечером, в плаще, накинутом на что-то домашнее, чтобы посекретничать, пошептаться. Мы рядом жили: она - у "Владимирской", я - на Фонтанке, все получалось очень близко. Но мы никогда не говорили о театре, каких-то обидах, интригах, закулисных течениях. Наоборот, все годы, пока мы вместе работали, я была лишена этой пошлости театра, проклятых издержек профессии. Еще раз повторю: она была безукоризненна. И задавала тон всему, что происходило вокруг. А потом ушла. И с ее уходом театр в прежнем виде закончился. Исчезла эта ее безупречность, интеллигентность, безукоризненность. Стал обычный театр, с ремесленными делами, получением ролей, спектаклями. А ощущение чего-то необыкновенного, какого-то безграничного счастья ушло. Во всяком случае так мне тогда показалось...

В Театр им. Ленсовета Алиса Фрейндлих вернулась в 1999 году. Ненадолго, на один вечер, чтобы сыграть в юбилейном "Малыше и Карлсоне" - спектаклю тогда исполнилось 30 лет. И надо сказать, что в афише эта постановка жива до сих пор, правда, теперь старая сказка идет с новыми, молодыми актерами. А Фрейндлих уже пять лет выходит на ленсоветовскую сцену совсем в другой пьесе - бенефисный спектакль "Оскар и Розовая дама" для нее поставил покойный Владислав Пази. Ее герой - тоже мальчик, совсем Малыш, только куда более одинокий и несчастный, умирающий от лейкемии.

- Для любой другой актрисы такой спектакль был бы невозможен. Он стал бы провалом, - говорит Нора Райхштейн. - Но к Алисе эти слова не имеют отношения. У нее душа очаровательного ребенка. И это совершенно необыкновенный талант, который меняет все правила.
Анна Кукушкина

 

ИЗМЕНЕНИЕ В РЕПЕРТУАРЕ

Уважаемые зрители! 23 сентября вместо спектакля «Фальшивая нота» состоится спектакль «Все мы прекрасные люди». 26 сентября состоится спектакль «Три сестры» вместо объявленного ранее спектакля "Город. Женитьба. Гоголь.». Приносим свои извинения!

Подробнее

ОН. ОНА...

Театр имени Ленсовета задумал литературно-драматический видеопроект “Он. Она…» по рассказам И.А.Бунина и А.И.Куприна. На Малой сцене театра снимаются настоящие фильмы-спектакли.

Подробнее

СТУДЕНЧЕСКИЙ АБОНЕМЕНТ

Уважаемые зрители! С 7 августа 2020 года мы открываем продажу дополнительных комплектов билетов «Студенческий абонемент».

Подробнее

РУССКАЯ МАТРИЦА

Уважаемые зрители! Мы открываем продажи билетов в кассе театра на спектакль «Русская матрица», который будет показан 6 октября в рамках Российской Национальной театральной премии «Золотая маска».

Подробнее

ВНИМАНИЕ! АКЦИЯ!

Уважаемые зрители! Мы запускаем акцию, в рамках которой вы сможете приобрести билеты на спектакли сентябрьского репертуара по специальным ценам! Обращаем ваше внимание, что такие билеты можно приобрести только в кассе театра!

Подробнее

.

Новый канал: блогер Костя Кляйн на YouTube и официальный сайт Костя Кляйн.

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум 2019 год театра в России 2019 год театра в России 2019 год театра в России
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр