Все три гастрольных спектакля петербургского Театра имени Ленсовета в Вологде прошли с аншлагами
На сцене драмтеатра гости показали «Заповедник» по одноименной повести Сергея Довлатова, «Мавр» - сценическую версию по пьесе «Отелло» в переводе Бориса Пастернака и комедию Клер Бут Люс «Развод по-женски».
«Мы возим те спектакли, которые никогда не привозили, и последние премьеры нашего театра. Для нас эта дружба чрезвычайно важна, потому что мы сюда приезжаем на своеобразный отчет, - отметил директор Театра им. Ленсовета Валерий Градковский. - Вологодский театр приезжал к нам и несколько лет назад гастролировал на сцене нашего театра, у нас были Дни Вологодской области. Сегодня наши гастроли мы посвящаем юбилею Вологодского драмтеатра».
Почти 20 лет продолжается дружба Театра имени Ленсовета с Вологодчиной, начало которой положил в 1992 году Вячеслав Позгалев. Вячеслав Евгеньевич давний поклонник этого театра и старается посещать все их спектакли в Вологде и Череповце.
Еще раз про любовь
«Заповедник» по одноименной повести Сергея Довлатова - самая последняя, июльская, премьера Театра им. Ленсовета. Сергей Довлатов - советский писатель «третьей волны» эмиграции, и «Заповедник» - его первое произведение с единым сюжетом, написанное в момент расставания с родиной и в первые годы после отъезда из СССР. События в повести носят биографический характер. «Заповедник» стал для Довлатова миниатюрой советского общества 70¬-х. Здесь есть все: и «наше все» Пушкин, и КГБ, и беспросветное пьянство и провинциальная скука. Главная тема любовной линии - трагедия отношений писателя, который хочет остаться в стране, и его жены, которая хочет уехать. «Моей жене, которая оказалась права» - с такого посвящения начинает свою повесть Довлатов, который всетаки эмигрировал в США, чтобы иметь возможность писать и печататься.
Роль жены главного героя сыграла заслуженная артистка России Анна Ковальчук.
«Для меня это прежде всего столкнуться с молодостью моих родителей. Было очень интересно окунуться в их молодость, фотографии различные изучать и вообще дух того времени, - поделилась актриса. - Мне было интересно столкнуться с такой проблемой, как расставание с любимым человеком, столкнуться с какими¬-то непреодолимыми обстоятельствами в жизни, когда люди не могут быть вместе по какимлибо причинам (и это очень тяжело), и сыграть эту боль расставания с любимым. Потому что я не хочу играть ни тему пьянства, ни тему сумасшедших, в хорошем смысле, экскурсоводов в заповеднике. Моя героиня приезжает из города к своему мужчине, она не в заповеднике, поэтому их линия - это немножечко отдельная история».
Заповедная зона
Необычную атмосферу спектаклю придают декорации и костюмы героев, в деталях воссоздающие эпоху застоя, и яркие советские образы, воплощенные актерами театра. Экзальтированная экскурсоводша Виктория Альбертовна, безумно влюбленная в Пушкина, и так напоминающая многих провинциальных «дамочек от культуры», гротескно сыграна народной артисткой России Ларисой Луппиан (супругой Михаила Боярского и матерью Елизаветы Боярской). Гениально эрудированный, но абсолютно безвольный пьяница Митрофанов, бесталанный выскочка, псевдолитератор, погрязший в самомнении Потоцкий. Московская штучка Натэлла, приехавшая поразвлечься, но наткнувшаяся на полное отсутствие подходящих мужчин. «Бухгалтер, методист, экскурсоводы» - одинокие девушки, мечтающие только о том, как бы удачно выйти замуж. Все персонажи, иронично прописанные у Довлатова, предстали в спектакле с исторической точностью и художественным обаянием. Абсурдность ситуации подчеркивает выведенный режиссером на сцену Пушкин, который то читает стихи, то выпивает портвейн вместе с героями, то танцует менуэт, и видео, и музыкальное сопровождение, особенно песня Жанны Агузаровой.
«Мы этот спектакль сделали очень быстро и очень слаженно. Может, потому, что тема очень близкая, - говорит Анна Ковальчук. - Когда зритель смотрит, он понимает, что здесь очень много подводных течений, очень глубоко можно копнуть. А вологодский зритель не обманет...».
Мария Жаренкова