Сколько раз со сцены и с экрана произносились слова: «Я должен сообщить вам пренеприятное известие...»! И сколько раз все это заканчивалось неминуемым: «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь...». Тысячи раз и на разных языках. И зачем, спрашивается, при таких «исходных» браться за «Ревизора»? Станут критикующие вынимать из сундуков театральной истории «яркие примеры» и тыкать ими в лицо, приговаривая «не то у тебя, братец, не то» Или посмотрят свысока и заявят - «несовременно». Вертись, режиссер, епе можешь. Многие хитрые постановщики придумали открывать пьесу не ключом, который еще найти надо, а отмычкой (порой - и ломом). Хоп - и в дамках! Валят в кучу «времена и нравы» и легко становятся модными. Таков уже привычный расклад.
А тут в Театре имени Ленсовета в канун гоголевского юбилея случилось непривычное, можно даже сказать - престранное событие. Режиссер из Перми Сергей Федотов поставил «Ревизора» в классических декорациях. А герои (трудно в это поверить, но факт) - не в телогрейках, пиджаках и скафандрах, а в классических костюмах 19 века. И это престранное обстоятельство многих, похоже, поставило в тупик. Я бы даже сказала - обидело иных критикующих. Дескать, чего это вы нам тут простенькое, примитивненькое показываете. Пьеску мы и сами прочесть можем, у нас и книжка есть.
Согласна, книжки есть, и читать умеют. Но ПРОЧЕСТЬ не просто. Уж больно зачитанное все, НЕ ЖИВОЕ. А, как известно, самое трудное в постановке классических произведений - прочесть как в первый раз. С определенной детской наивностью, с чувством первооткрывателя. А потом передать это ощущение зрителям. Чтобы и они - открыли.
Мне думается, что Сергей Федотов с этой задачей справился, хотя и не без потерь. Потому что «свои» актеры (из пермского театра «У Моста»), привыкшие понимать тебя с полуслова, - это не то же самое, что «чужие», пусть и талантливые. Труппа ленсоветовская прекрасна, но и сложна: многих артистов «исторически» тянет «поддать жару». Актеры за долгие годы службы набирают множество штампов, к тому же особая сложность в том, что эти штампы чаще всего любимы зрителями. И задача режиссера - все эти «ракушки» отскрести. Процесс болезненный и не всегда выполнимый. Однако в постановке «Ревизора» он заметен. И удивляет, как критикующие спектакль одним греческим хором поют в своих рецензиях: «актеры - молодцы, а режиссер Федотов тут ни при чем».
И уж совсем странно выглядит записанный некоторыми критиками в постановщики спектакля хореограф Сергей Грицай. Участники процесса работают на спектакль, который придумывает вместе с ними режиссер. Режиссер - гвоздь, который отвечает за всю конструкцию. В спектакле «Ревизор» интересная, подробно разработанная пластика, точно и тонко связанная и с музыкальной партитурой, и с текстом. Такой - до жеста, до поворота головы - выверенный рисунок как раз и свойственен режиссеру Федотову в его спектаклях. Поэтому ему и понадобился сильный хореограф и режиссёр по пластике в лице Грицая. И актеры «держат» этот рисунок, что случается нынче в театре не часто, потому как режиссеры далеко не всегда к нему стремятся. «Ревизор» - пример простроенного, сочинённого спектакля.
Мы говорили с Сергеем Федотовым еще до премьеры. Вот что он рассказывал: «Гоголь для меня полон мистики. И Хлестаков - образ демонический. Фигляр и пустышка, который в силу обстоятельств «подставляется» дьявольским силам, и они раздувают его до размера громадного фантома. А все верят в его реальность. Да и он сам абсолютно верит во все свои фантазии и радуется жизни, как ребенок. Он черт, который никому зла не хочет, но через него темное пробирается на свет и закручивает свою историю. Мне кажется, в исполнителе роли Городничего, замечательном артисте Сергее Мигицко, есть трагическое нутро, пока не раскрытое. А ошибка Городничего - трагическая. Всесильная власть оказывается слабой перед человеком «без царя в голове». Сила сталкивается с «пустышкой», и, обманываясь, проигрывает. Великая энергия заблуждения! Будем стараться раскрутить наш спектакль, как энергический поток. Очень важно, что бы актеры максимально «открыли заслонку». Тогда энергия закипит, будет живое дыхание - и всё получится».
Понятно, что задуманное не всегда есть исполненное. Но, посмотрев спектакль дважды с разными составами, смею утверждать: режиссер максимально приблизился к тому, что задумал.
Открытием лично для меня стал Виталий Куликов в роли Хлестакова, сумевший не только полно использовать свои данные, но и ярко выявить рисунок: от беспомощного грустного Пьеро до дикого фюрера, властвующего над толпой. Но самая важная удача спектакля в «петельках-крючочках»: все очень точно завязывается одно с другим, актеры «цепляют» и продвигают сюжет, раскручивая энергию, которая передается в зрительный зал. Городничий тоже знает толк в энергиях. Не зря тянут вместе (по-моему, на шесть голосов!) песню про разбойников уездные чиновники. Они - дружный хор. Городничий блюдет, чтоб ни один не сбился и не высунулся. Он чует, что вместе они - сила, и жёстко приучил подведомственную стаю «держать строй».
А как придуман «классический треугольник» маменька-дочка-Хлестаков! Это уже даже не треугольник, потому что Городничий, как дирижер процесса, встревает, как может. А для Хлестакова обе дамы прекрасны во всех отношениях. Ему не надо ничего выбирать - он просто принимает все, что дают. Как принимает пустая комната любое наполнение. И так пустота становится силой. Анна Алексахина в роли маменьки точно и с юмором являет нам адскую страсть провинциалки, мечтающей «впрыгнуть» в столицу. А дочка необычна и хороша у обеих исполнительниц. Хотя Маргарита Иванова, на мой взгляд, точнее, чем Анастасия Самарская.
Сергей Перегудов в роли смотрителя училищ Хлопова даёт острую и «вкусную» характерность труса-интеллигента, артист не побоялся оторвать себя от привычного и двинулся в неизведанное. И выиграл! Больше, чем, скажем, Сергей Мигицко, который интересен, но пока привычен (груз крупных серьёзных ролей никуда не деть). Впрочем, хочется хвалить не каждого по отдельности, а всех вместе. Спектакль этот - не отдельные яркие цветочки на клумбе, а хорошо скомпонованный БУКЕТ. И я, как зритель, чувствую - меня не хотели надуть, выдав голого короля за нарядного, меня пригласили в созданный мир и порадовали подлинными чувствами и неординарными мыслями.
Ирина ЖУКОВА