Top.Mail.Ru

Мы смеёмся, чтобы не было страшно

Алла Игнатенко,- Около, 27 февраля 2023

Спектакль «Академия смеха» в Театре Ленсовета Фёдор Пшеничный выпустил 12 февраля 2022, за 12 дней до расчеловечивания, когда люди, казавшиеся нормальными, (например, ваш коллега, развлекающий народ карточными фокусами и пошлыми анекдотами) оказались людоедами и в голове их разверзлась адская бездна, которая посмотрела на тебя. В постановке мы увидели блестящий актёрский дуэт эмоциональных и разноплановых актёров: Ильи Деля и Сергея Перегудова. Первый играет драматурга, который принёс пьесу на утверждение в отдел цензуры, а второй — цензора, чья задача — запрещать, придираться и искать во всём крамолу. Он просто выполняет приказ и не задается вопросом: «А зачем?». 

Всё действие спектакля происходит в кабинете с обшарпанным столом и казенно-зелеными стенами. Кабинет цензора — его тюремная камера, из которой как будто нет выхода. Ведь нельзя найти выход из тюрьмы собственной головы, куда тебя заперли твои страхи, заблуждения, неумение смеяться и любить. И где-то здесь, в ящике ли стола или в одной из многочисленных папок, спрятана душа цензора, которая ищет выхода. Словно герой сказки, цензор должен найти её, и тогда он сможет вырваться на свободу, как ворон, который думал только о небе и воле и, выздоровев, тут же улетел.

Илья Дель играет человека, который во время войны и тотальной несвободы (на дворе 1940 год, страна не называется) хочет ставить смешные спектакли, чтобы в мире было что-то хорошее. И пусть приходится переступать через себя и идти на сделку с властью, отрицающей любую свободную мысль, он делает это, чтобы реализовать своё предназначение на земле. Он переписывает пьесу раз за разом, выполняя все более абсурдные требования, но от этого текст становится только лучше и смешнее. Такова его борьба с режимом, который до такой степени боится и ненавидит народ, что решает, что ему смотреть в театре, какие книги читать, какие традиционные ценности исповедывать (умереть на войне). Но жизнь — вопрос выбора и можно всегда выбирать остаться собой и жить в соответствии со своими убеждениями. В финале даже цензор вдруг превращается из должностного лица в человека и открывает в себе способность смеяться и неравнодушие.

Пишем мы или играем на сцене, нам жизненно необходимо продолжать заниматься любимым делом,  даже когда пространство вокруг сжимается, воздуха становится меньше, сгущается тьма. Сегодня в России все свободные и честные люди, которые делают то, для чего рождены — словно музыканты, играющие на «Титанике», идущем на дно. Сергей Перегудов (у героев этого спектакля нет имен) разрушает свою тюрьму, он рушит горы грустных несмешных чиновничьих папок с делами. Потому что в мире ведь столько всего есть прекрасного: любовь, дружба, театр, птицы, маленькие уютные бары и даже свобода — у каждого своя. И, значит, любые стены, построенные не нами, однажды рухнут. Тюрьмы перестанут быть.

Текст: Алла Игнатенко 

Фотографии Виктора Васильева