Польский театр масштабен и подобен целой галактике, но «не специалистам» знаком, увы, мало. У нас на слуху, разве что, драматург Мрожек и режиссеры Гротовский, Люпа и Бубень. Тем интереснее премьера спектакля «Венчание» по одноименной пьесе классика польской литературы Витольда Гомбровича, выпущенная на Малой сцене Театра им. Ленсовета.
Это дипломный спектакль молодого режиссера из Польши Бениамина Коца, который заканчивает в этом году РГИСИ на Моховой. Работа настолько внятная, грамотная и умная, что в факт первого шага в профессии верится с трудом: слишком круто для дебюта. То же можно сказать и о юных артистах, превосходно исполнивших эту звучную авангардную драматическую партитуру: они хороши не только в ретивой старательности своей и в неистовой самоотдаче, но и в небывалой (для их возраста и скромного опыта) зрелости игры.
Почти все «венчающиеся» — ленсоветовские студийцы. Учились и работают под присмотром худрука театра Юрия Бутусова. Кирпичик за кирпичиком складывают они храм «нового Ленсовета», более колючего, актуального, и теснят, сдвигают в сторонку тот старый, добрый, уютный театр-дом Игоря Владимирова и Владислава Пази, что нежно и преданно любим многими поколениями зрителей за чистые, светлые и понятные спектакли.
Бутусов творит в совершенно иной эстетической манере. Она больше по душе приверженцам сценического откровения, искателям эмоциональных перевертышей, для которых пойти в театр и не пережить катарсис — потратить время зря. Он настраивает артистов как инструменты оркестра, по собственному камертону. И Коц здесь — приглашенный дирижер и «гастролирующий» психоаналитик, нашедший гармонию и обретший успешную практику.
Подбор актеров на диво кинематографичен: фактура, типаж — но не амплуа. Две актрисы неслучайно назначены на мужские роли — и превосходно справляются. Хенрик, Сын и Принц (С. Никифорова) — существо даже почти бесполое, с душой ребенка и характером воина. Игнат, Отец и Король (А. Сонина) — это порода, гордыня, стать даже в старческой немощи. Их партнеры столь же выразительны. А работа художника Ольги Никаноровой живописна в сдержанной простоте и нескольких выразительных штрихах.
Сам автор о своей пьесе писал, что это «свободная разгрузка фантазии» и «драма современного человека, мир которого рухнул». Не стоит пугаться этого посыла, анонсирующего психоделические блуждания в дебрях подсознания. На сцене — сон, «просто сон», по Фрейду, нечто очищающее через сомнения и страх, заставляющее взглянуть на рухнувший мир под неожиданным углом и взамен свой, новый мир построить. Некоторым образом это «Гамлет» и шоковая терапия почти по Шекспиру...
Однако же объяснять зрителю, что с ним на спектакле произойдет, было бы неправильно. Через это таинство надлежит ему пройти самостоятельно. Вопрос, надо ли? Однозначно — да. Даже тем, кто предпочитает в театре отдыхать и разгружать психику. Никому не лишне «обвенчаться» со своим внутренним «я», чтобы жить с ним впоследствии долго и счастливо, в богатстве и бедности, в горе и радости.
Мария Кингисепп