Top.Mail.Ru

«Мой водитель – Михаил Боярский». Лариса Луппиан о театре и семье

Елена Данилевич,- Еженедельник Аргументы и Факты № 28. Аргументы и факты - Петербург 13/07/2022

Легендарный театр имени Ленсовета готовится к встрече 90-летнего юбилея, который коллектив будет отмечать в 2023 году.

Почему у публики востребованы пьесы советского времени, отчего столь жестко звучит в наши дни Достоевский, как живет семья, в которой в каждом поколении – своя кинозвезда, об этом «АиФ» рассказала художественный руководитель, народная артистка России Лариса Луппиан.

Подсказка для публики

Елена Данилевич, SPB.AIF.RU: Лариса Регинальдовна, в фойе вашего театра висят стенды с аннотациями, где кратко описывается – о чем спектакль, в каком стиле сделан, кто в нем играет. Зачем эти подсказки?

 

Лариса Луппиан: В нашем театре можно увидеть спектакли на любой вкус, и мы специально даем зрителям подсказку, чтобы они получили сведения, в которых нуждаются. Потому что если публика обманется в своих ожиданиях, она может разочароваться и обойти наш театр стороной. К тому же на фасаде тетра и в фойе есть постоянно работающий видеоэкран, разделенный на две части. В одной можно увидеть маленькие ролики и получить представление о каждом спектакле, который сегодня идет на сцене. Во второй мы показываем видео о прошлых работах, которых уже нет в репертуаре, но мы их помним, как и артистов, которые работали в Театре им. Ленсовета. Также о спектаклях, текущем репертуаре в подробностях рассказывается на нашем сайте.

 

– В вашем театре немало спектаклей, где показаны 1960–1980-е. Дань ностальгии по советскому времени? Как вы думаете, почему сегодня многие с теплотой мысленно возвращаются в эти годы, хотя жизнь тогда легкой не назовешь?

– Люди прежде всего вспоминают относительное спокойствие, искренность отношений, отсутствие социального расслоения, которое сегодня усиливается. Нам часто говорили о современных европейских ценностях, но, мне кажется, они нашему народу не очень подходят. Не случайно и многие театры снова возвращаются к драматургии 1960-х – РозовуГельмануАрбузовуЗорину.

В их пьесах были нежность, чуткость, щемящая нота. Мы сопереживали их героям и сами становились лучше.

Три года назад мы поставили водевиль «В этом милом старом доме». Легкая история о благородной, немного старомодной семье, где ценят и уважают преданность, порядочность, где нет двойного дна. Люди сегодня в таких чувствах очень нуждаются и приходят с большим желанием, эмоционально реагируют на происходящее. С удовольствием бы еще сыграли аналогичную премьеру, но не можем найти хороший материал.

 

Увидеть себя со стороны

– Недавно отмечался юбилей Достоевского, и событием для города стала сценическая версия романа «Бесы». От происходящего на сцене веет бездной и холодом, но, может, в этом и цель?

– Спектакль получился мрачный, но он, как и роман, обнажает, а значит, пытается излечить наши пороки. Достоевский хорошо показал, как легко люди поддаются внушению и позволяют манипулировать собой. Как в них пробуждаются худшие качества, дремлющие в глубине натуры каждого человека. Другое дело, что одни позволяют разбудить в себе «темные силы», а другие – нет. Кстати, этот спектакль, несмотря на всю его жесткость, пользуется большой популярностью. Видимо, людям хочется посмотреть на себя со стороны и задуматься о нравственной стороне своих поступков.

– Вы рассказали, что в предстоящем сезоне один из акцентов будет сделан на спектаклях для детей, семейных просмотрах. Заранее готовите себе зрителей?

– У нас давно не было таких работ, и к Новому году в подарок маленьким и взрослым мы поставили «Снежную королеву». Сейчас планируем сделать спектакль для малышей по сказкам Маршака. Что касается «подготовки зрителей заранее» – почему нет? Пусть детки привыкают ходить в Театр им. Ленсовета. Считаю, что спектакли для детей должны быть очень качественными – серьезными, нежными, без чрезмерной яркости. Поэтому подходим к юным зрителям «с пастельными красками» – спокойно, без крикливости и громкой музыки. А если объясняем, то стараемся делать это деликатно, а не обрушивать весь поток информации. Также в планах – сделать спектакль для подростков, и сейчас мы пытаемся найти пьесу, где говорится о важных для этого возраста проблемах. У нас давно открыт студенческий абонемент, и я рада, что приходит много молодежи. Очень помогает «Пушкинская карта». Это замечательный проект, и мы видим, как все больше молодых людей пользуются предоставленными возможностями.

«Мой водитель – Михаил Боярский»

– Вы – известная актриса, 40 лет играли на сцене, а сейчас – менеджер, на подмостки почти не выходите. Нет чувства, что наступили на горло собственной песне?

– Нет, почему «наступила»? Я до сих пор играю в трех постановках и выхожу на сцену довольно часто. Правда, у меня нет новых работ, потому что сегодня моя основная задача думать о репертуаре, актерах нашего театра. И когда вижу, что роль совпала с артистом, – испытываю большую радость. Да, я менеджер и полностью погрузилась в эту стихию. У нас очень сильный коллектив, и я хочу, чтобы люди чувствовали: их статус – моральный и материальный – высок, их ценят и уважают.

– У вас большая творческая семья. Делитесь ли вы своими переживаниями, эмоциями с близкими?

– Дома мы стараемся рабочих вопросов не касаться. Но, конечно, после очередной премьеры, когда Миша посмотрит (Михаил Боярский, народный артист России, муж Ларисы Луппиан. – Прим. ред.), обязательно все разбираем, обсуждаем. Что понравилось, а что можно сделать по-другому. Миша ко всему относится с пониманием. Чем помогает? В основном тем, что садится за руль. Иногда в шутку говорю, что мой личный водитель – Михаил Боярский (улыбается). Рада, что все хорошо и у детей, внуков, что Лиза (Елизавета Боярская – заслуженная артистка России. – Прим. ред.) много снимается. В свое время я упустила этот шанс, не знала, что кино, телевидение – важная часть профессии и карьеры. Ведь театральный артист, даже популярный, не должен останавливаться. Ему тоже нужна узнаваемость, а ее можно получить, только появляясь на экране. Поэтому «делай, что должно, и будь что будет». Один из моих девизов.

– Вы сказали, что у вас в театре спектакли на любой вкус. А кошелек?

– Есть билеты и дорогие, для тех, кто хочет занимать места в первых рядах, и по 200 рублей. А когда играем днем – еще дешевле. Это наше принципиальное решение – доступные билеты. И меня возмущает, когда театры выставляют запредельные цены. Причем иногда состоятельные господа приходят просто потому, что это модный, нашумевший спектакль, а смысл действия они даже не воспринимают – зевают, «сидят» в телефоне. В то же время интеллигентным людям, настоящим ценителям, не хватает средств, чтобы посмотреть новую постановку. Поэтому должна быть гибкая ценовая политика.

Если вспомним, раньше была заполненной и «зажигала» как раз галерка. Ведь человеку без театра скучно, уныло. Когда приходишь в музей, филармонию – ты украшаешь свой день, наполняешь новыми красками. А если в театр – получаешь редкую возможность прожить не только свою, но и на несколько часов погрузиться еще в чью-то жизнь.

– Следующий год для Театра им. Ленсовета юбилейный – ему исполнится 90 лет. Каким он войдет в знаковый сезон?

– Наш театр – это праздник, место неординарных решений и ярких красок, где зритель может найти все, что ему нужно. Только в этом сезоне мы выпустили 11 премьер, из них 7 на большой сцене. Все они получились очень разными. Это комедия «Синьор из высшего общества» с Семеном Стругачевым в главной роли. Спектакль «Тартюф» режиссера Романа Кочержевского, поднимающий тему одиночества в семье. Выпустили и ностальгический спектакль-концерт по фильмам прошлых лет «О любви немало песен сложено», а также комедию для молодежи «Двенадцатая ночь». О смысле, вернее, бессмысленности жизни рассказывает и философский спектакль «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена». Завершили сезон необычным взглядом на Чехова режиссера Уланбека Баявлиева – пьесой «Вишневый сад» с Анной Ковальчук в главной роли.

Как видите, спектакли рассчитаны на самую широкую аудиторию – от социальных проблем до запросов театральных гурманов. Поэтому к юбилею Театр им. Ленсовета подходит в хорошей форме. Погружаемся в него с азартом и юмором. Сохраняем традиции, работаем в условиях сегодняшнего дня и постоянно идем вперед.

 
Елена Данилевич