Top.Mail.Ru

Многоуважаемый цилиндр

Мария Кингисепп,- «Инфоскоп», 2016, № 225, июнь

На Малой сцене Театра им. Ленсовета вышла премьера спектакля «Цилиндр». Авантюрную комедию по одноименной пьесе итальянского драматурга Эдуардо де Филиппо поставил Олег Леваков, собравший для этой работы команду коллег и единомышленников из своего театра.

Главный ленсоветовский художник Мария Брянцева изобретательно использовала возможности Малой сцены с ее лесенками то там, то сям и балконами по периметру, тщательно и намеренно подобрала списанный в разные годы прелюбопытный реквизит, как-то: ширму-шапито, шкаф, прикидывающийся дверью, манерное трюмо, «инвалидное» кресло, густо покрытое бронзой, статую примадонны, на которую все непроизвольно крестятся...

Заведующий музыкальной частью и композитор Евгений Стецюк сочинил и аранжировал темпераментные неаполитанские арии, так похожие на классические, но при этом кокетливо намекающие на мелодии и ритмы итальянской эстрады. Художник по свету, заведующий в театре электроосветительным цехом, Константин Аникин создал в темном пространстве Малой сцены солнечную жаркую Италию. А подлинные ленсоветовцы, люди «одной группы крови», с удовольствием разыграли философскую притчу в легком (но не легковесном!) ключе, продемонстрировав при этом отличный актерский вокал и весьма приличное знание итальянского языка (все песенные фрагменты идут на языке автора пьесы).

Олег Леваков — в драматическом ли театре, где он силен как в трагедии, так и в комедии, в музыкальном ли, где он мастерски обращается с обманчиво простым жанром оперетты, — умеет ставить спектакли удивительно нежно, казалось бы, незатейливо, но с истинным достоинством и большим вкусом, выдерживая марку и безупречный стиль даже в причудливом смешении жанров. И что бы он ни делал, у него всегда выходит благородное ретро, где главенствуют обычные и понятные человеческие эмоции и чувства. В родном театре в его спектаклях сквозит ностальгия в превосходной степени — дань уважения и поклон прошлым и триумфальным постановкам золотого века ленсоветовской труппы эпохи Игоря Владимирова, но это никогда не устаревшие и «пыльные», а всегда очень сокровенные, задушевные произведения.

Житейская история попавшей в долговую яму группы итальянских товарищей, которую нам рассказывают в «Цилиндре», словно зеркало отражает тяготы бытия современного честного россиянина. Но явных акцентов на современность здесь не делают, «мостиков» в наше время специально не строят, эпоху не педалируют: это не бытовая театральная и жизненная правда, не игра «под себя» — в этом нет нужды. События и характеры адаптированы в театральную фактуру классическими сценическими и актерскими приспособлениями — визуальными, пластическими и интонационными. Леваков и его соратники руководствуются при этом собственным, чисто ленсоветовским, эстетическим и художественным пониманием материала. И в этом их сила.

 

Мария Кингисепп