Top.Mail.Ru

«Мне всё сложнее вписываться в реальность»

Вера Николаева, - «Вечерний Петербург», 2008, 11 апреля

15 апреля - юбилей заслуженной артистки России, лауреата высшей петербургской театральной премии «Золотой Софит» Елены Комиссаренко. Более двадцати лет назад ученицу выдающегося педагога Зиновия Корогодского пригласил в труппу Театра имени Ленсовета уникальный режиссёр, артист и тоже блистательный педагог Игорь Владимиров. Сегодня на «ленсоветовской» сцене она играет Набокова, Ибсена, Достоевского, Фейхтвангера.

- Чем живёт артистка Елена Комиссаренко сегодня? что ей сегодня интересно исследовать - в себе, в людях?
- Мне с каждым годом всё сложнее вписываться в реальность жизни и уже даже и в реальность профессии. Мы живём в информационном обществе. А оно - не гуманистично. То, что созвучно любому человеку - уходит из мировой культуры. А мне всегда был интересен Человек... Разумеется, когда я шла в актрисы, я не говорила себе, что пойду «исследовать человеческую природу через искусство». Но со временем, я думаю, каждый уже способен понять, для чего он когда-то пошёл в профессию. Меня по-прежнему интересует Человек во всём его объёме. Я для себя пыталась сформулировать, что такое искусство. Для меня искусство - это попытка человека оправдаться перед Богом, объяснить Ему, почему мы так поступаем, так живём. Объяснить Ему, а через диалог с Ним - самим себе. А это о-о-очень гуманистическая точка зрения! Ну и как же мне дальше «быть или не быть?» в профессии?
Вот только что в передаче «Школа злословия» была беседа с Сергеем Юрским. Я понимаю, что брюзжание - «в наши годы трава была зеленее, а вода мокрее» - может быть кому-то смешно. Но он говорил о страшных, ужасных вещах, которые беспокоят и меня. Он себя назвал «недоумком», словно извиняясь. А его претензия ко времени, к ситуации, к людям - огромна, и мне абсолютно близка и понятна. Что такое сегодняшний человек в зрительном зале, к которому мы, как в клетку с тигром, выходим каждый вечер? У меня был недавно разговор с корреспондентами, и я сказала, что не понимаю, куда делась та публика, ради которой я когда-то пришла в профессию. И заметила - может быть, они все в Филармонии? И услышала в ответ - что вы, там те же самые лица, что и в зале драматического театра, им тоже подавай шоу. По-моему, Юрский очень точно обозначил проблему. В погоне за новым зрителем драматический театр превратился в шоу. А драматический театр и шоу апеллируют к совершенно разным эмоциям, не говоря уже о работе души и ума. Психология в шоу не нужна, она ему противопоказана. А драматическому театру противопоказана бездумность, поверхностность. Сегодня драматический театр почти забыл (с надеждой говорю это слово - почти), что спектакль - это действо между зрителем и актёрами. Зритель-потребитель, который пришёл понаблюдать, как артисты на сцене выдрючиваются, не может создать спектакль. Я не оговорилась - я уверена, что спектакль создаёт артист и зритель. А цепочка продолжается - если зрителю хватает поверхностности на сцене, то и артист невольно позволяет себе не двигаться в глубину. Я замечаю сегодня катастрофическую для меня вещь - зрительный зал перестаёт отличать настоящую работу от подделки. Бывает - сил нет, эмоции притуплены, играешь на одном ремесле, а в другой день - выдаёшь мощь, силу и, вроде как, не стыдно за свою работу, - но реакция зала идентична. Для зрителя нет разницы, вот в чём ужас! Это уже не публика, а всеядная клиентура какая-то (пусть простят меня истинные театралы)!А ещё страшнее - критика перестала это различать. Сейчас из таких вещей делают событие, хвалят такое порой непотребство, при этом оголтело ругая «живое», что просто диву даёшься. И получается, что только сам артист, если он ещё как-то способен работать над собой, может дать самому себе подлинную оценку. А таких единицы остаются, которые продолжают совестливо работать. И режиссёры тоже (особенно в кино и на ТV) стали заниматься сервисным обслуживанием - и артистов, и зрителя. Театр как сфера обслуживания - лихая тема для диссертации. Драма и трагедия подменяются мелодрамой, комедия - «аншлаговой» буффонадой (и то слово громкое), этика подменяется этикетом, стиль - манерностью. Наши учителя - Корогодский, Владимиров - за такое просто гнали бы из профессии. Это считалось дурным тоном на театре. Как спасаться? Только мера собственной ответственности работает. Хороший мастеровой, даже если будет делать вещицу впроброс, между делом, не сделает плохо, «память рук», профессиональный рефлекс сработают. Остались ещё на сцене такие люди. 
Конечно, такие люди остались и в зале - талантливые, «профессиональные» зрители. Я их на каждом спектакле чувствую, слышу, даже могу направление указать, где они сидят. Человек пять - шесть, может, больше. И есть и надежда на совсем молодых. Казалось бы, они вскормлены монстриальной (монструозной?) нянькой - ТV, но я вижу, что совсем юные уже отторгают этот мир бездумно веселящихся взрослых. Я знаю таких молодых людей, поражаюсь, что они считывают в спектакле, что им нравится, что им интересно. Как они фильтруют всю окружающую их с детства белиберду? Думаю, что здесь уже генетические коды начинают работать. На спасение поколения. Так что надежда есть... Удачи нам всем!

Материал подготовила Вера Николаева