Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Младой и нежный Гамлет

Елизавета Ронгинская,- «Сцена», 2018, № 2 (112).

Одиннадцать лет назад Юрий Бутусов поставил «Гамлета» в МХТ. Возвращение к главным текстам жизни неизбежно: пьесы Шекспира содержат субстанцию экзистенциональных вопросов бытия. В театре имени Ленсовета, под конец столетия революции режиссер выпустил спектакль «Гамлет»», созвучный теме борьбы и активной перестройки существующего миропорядка. Сценическое пространство Владимира Фирера рисует бездну, глубокую и холодную. Выдержанный в черно-белых тонах спектакль строится на контрастах и игре теней. Белые экраны по бокам сцены и сверху то напоминают ловушку, в которую попал Гамлет, то превращаются в космическое пространство души юного принца. Как принято у Бутусова, декорации и атрибутика динамичны и многофункциональны: пространство сцены периодически загромождается бутылками – знаком вечных поминок, а через мгновение становится пустым и одичалым местом для откровенных разговоров с Богом. Сценическая реальность раздвигает свои условные рамки, по традиции Бутусов обнажает процесс создания спектакля: актеры выходят за рамки амплуа и оказываются марионетками в руках режиссера. Они выносят бутылки, устилают деревянные доски, передвигают мебель, на глазах у зрителя создавая театральную реальность. И это не разрушает восприятие пьесы Шекспира, а вызывает искреннее восхищение слаженностью работы и командным чутьем. Вера в режиссера и точность высказывания – признак сотворчества, сплетения индивидуальностей и свободы мышления. Это глоток свежей воды, так нужной для зрителя. Мотив алкогольного забытия взят из текста Шекспира (кстати, перевод неклассический, его сделал Андрей Чернов в 2003 году) и созвучен российской действительности. Морок души, питаемой тревогой и сомнениями, напоминает прогулку по запредельным уголочкам опьяненного разума. Алкоголь позволяет выйти за пределы реального, осязаемого мира и погрузиться в пучину своих чувств и мыслей. Младой и нежный Гамлет, которого играет Лаура Пицхелаури, разом лишается отца и матери – его мир становится пустым и лживым, и даже любовь молодой девушки кажется отравленной ядом бездушности. Именно поэтому образ Офелии решен масочно и иронично: Федор Пшеничный играет напудренного, с дергающимся глазом персонажа, читающего книгу «Гамлет». Именно такой сейчас Гамлет видит Офелию, потому что душа героя омрачена болью и страданиями и искажает мир, а, может быть, видит его истинное лицо. Страшный мир, где у всех людей не лица, а искаженные маски, где герои не имеют пола, возраста, где границы времени разорваны и призраки населяют не только мысли, но и реальность, рисует пространство хаоса, сквозь дебри которого приходится пробираться молодому и отчаянно любящему сердцу. Кем он выйдет из схватки со временем, людьми, событиями? Тень отца Гамлета (Виталий Куликов) – видение, поддержка, внутренний мятежный дух и глас совести, взывающий к правде и решительным поступкам. Гамлет не может остановиться и идет в своих убеждениях до конца, лишаясь всего, что любимо, во имя любви к чистоте и искренности. Он не может любить наполовину, не может не быть максималистом. Лаура Пицхелаури создает образ трепетного, но решительного, ранимого, но язвительного героя, который мечется между своими амплуа. Он – обличитель не только пороков своих близких и любимых – матери, дяди, друзей, подданных, но и самого себя. Он доходит до последней точки в отрицании мира, поэтому смерть его неизбежна, как смерть Иисуса во имя искупления грехов людей. Эта параллель неслучайна – в одной из сцен Гамлет стоит, раскинув руки, и его тень отсылает к изображению распятия. Гамлет не бездушный отмститель: герой не хочет вступать в сражение с Лаэртом (Иван Бровин), но по чувству долга и роковой необходимости делает это, не имея возможности отступать назад. Оставшийся на авансцене человек, в руках которого ножны, – символ решительности и готовности к любому исходу. Важно, что спектакль начинается звуковой заставкой – разговором двух молодых и не очень культурных людей, которые обсуждают, как умер Гамлет. Они не могут вспомнить как, но знают, что это случилось очень давно. Режиссер делает зримым миф Гамлете, пытается отринуть мысль о неактуальности истории и показать, насколько важно сейчас говорить и думать о становлении человека в мире. Попытка понять душу персонажа, заглянуть в его сердце, разгадать загадку Гамлета мучит не только режиссера, но и всех персонажей спектакля, включая самого героя. Знаменитый монолог, где Гамлет сравнивает свою душу с флейтой, на которой нельзя играть, – не только ключ к выстраиванию отношений между людьми, но и защита своего эго. Вопрос отцов и детей, связи поколений – важный для Шекспира, и важный для современного мира. Роль Полония (Олег Федоров), тревожащегося за свою дочь и уверенного в правильности своих поступков, – образ зрелого человека, который привык принимать решения и не сомневаться в их правильности. Артист играет человека, увлеченного своими умозаключениями и наслаждающегося игрой разума. Но его преданность королю и неумение слышать голос правды стоят ему смерти. Клавдий (Сергей Перегудов) – искуситель, стремящийся завладеть всем миром, и непокорной душой мятежного Гамлета, в первую очередь. В его руках сила и власть, но муки совести преображают его облик. Темные круги под глазами, иступленный взгляд и примесь сумасшествия присущи ему, не меньше, чем Гамлету – в спектакле все герои мучимы духовными переживаниями, но немногие идут до конца в борьбе со злом. В спектакле у каждого героя своя правда, каждый защищает свои интересы и готов что-то сказать миру. Александр Новиков играет Могильщика, который дает советы, как надо жить. Артист надевает яркий парик и превращается в бедного Йорика. Эта сцена оказывается чуть ли не самым позитивным звеном спектакля: Гамлет катается на плечах королевского шута, впадая в беззаботное и окрыляющее детство, в котором нет ничего кроме света и любви. Спектакль Юрия Бутусова проникает в недра подсознания и позволяет человеку остаться наедине с собой. Длинный вытянутый стол с пустыми стульями и хрупкий силуэт Гамлета на арьерсцене, героя, пытающегося понять, как ему пройти свой жизненный путь, – знак одиночества души человека и исключительной ответственности за собственный выбор. Елизавета Ронгинская

«МАКБЕТ.КИНО.» в Воронеже

9 и 10 июня спектакль Юрия Бутусова «МАКБЕТ.КИНО.» будет показан на сцене Воронежского концертного зала в рамках VIII международного Платоновского фестиваля искусств.

Режиссерская лаборатория

По традиции, заведённой Юрием Бутусовым, 13 мая в театре состоялась режиссерская лаборатория.

Подробнее

Награда

Указом Президента РФ от 3.05.2018 народный артист России Семен Стругачев награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством II степени". Поздравляем!

Премьера

28 апреля на Малой сцене состоялась премьера спектакля "ТЕЛО ГЕКТОРА" по пьесе Аси Волошиной в постановке Евгении Богинской.

Премия "Арлекин"

28 апреля состоялось вручение российской национальной театральной премии «Арлекин»-2018. Поздравляем лауреатов - создателей и участников спектакля "ПТИЦЫ"!

Подробнее

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр