Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Михаил Боярский: «Коня на кухне не держу»

Ирина Тарасова,- «Ваш досуг», 2009, № 26, 14 - 27 декабря

Свой юбилей артист Михаил Боярский отмечает в этом году премьерой спектакля «Смешанные чувства» - на сцене родного ему театра Ленсовета. «ВД» встретился с юбиляром в коротком интервале между репетицией нового спектакля, телесъемками и концертом в «Октябрьском». 

- Михаил Сергеевич, ваш день рождения почти совпадает с Новым годом - в детстве это два самых любимых праздника. А сегодня они вас радуют?

- До школы я очень любил свой день рождения. Родители делали все, чтобы этот праздник был даже важнее новогоднего: украшали мой день самыми разными подарками. Покупали игрушки, пистолеты, пистоны к ним - все, что могло порадовать тогда мальчишку. И еще я узнавал о наступлении дня рождения по тому, что он совпадал с днем рождения Мао Цзэдуна. Как только на календаре появлялся портрет Мао, а по радио звучало его имя, я понимал: мой праздник тоже наступил. Потом именины переместились в школу: мама готовила угощение, которое я относил прямо на занятия, но домой приглашать не рисковали: жили мы в одной комнате, и каждый визит одноклассников заканчивался перевернутой вверх дном квартирой. В юности, в театральном, день рождения отмечали «по-взрослому»: ведро пива, запертая на стул дверь аудитории, танцы, поцелуи... А потом поднадоел мне этот праздник. Особенно подкосил чудовищный опыт пятидесятилетия... В этом году хотел уехать, никого не собирать, ничего не отмечать... Но друзья настаивают. Думаю, что день рождения все-таки дело частное, не стоит его выносить на публику.

- Неужели и в семье не празднуете?

- Отмечаем, как Новый год: полночь, я, Лариса, дочь Лиза. Бой часов, бутылка шампанского, звон бокалов, поздравления. А потом все расходятся - я, например, могу часов до четырех утра просидеть с книгой. Хотя у нас в семье много зимних дней рождения, по-настоящему празднуем только детские - внучек. Это, конечно, радость для всех. Правда, я не выбираю для девочек подарки, ничего в этом не понимаю - всем занимается дочь Лиза. Старшая внучка - очень современный ребенок: ей, как правило, покупаем компьютерные игры и все, что с этим связано.

- Михаил Боярский - папа и дедушка - очень разные?

- Совершенно не согласен с тем, что дедушки и бабушки внуков любят больше, чем детей. Семья - единое целое, здесь трудно выбирать - кого любишь больше. Я своих детей очень любил и люблю. Увы, мы реже общаемся... Мы с родителями долго жили в одной комнате, все вместе, и мне казалось, что это рай. Сначала наша семья тоже жила в одной комнате. Но дети выросли - сначала отделился Сережа. Лиза пока с нами, но у нее такая напряженная жизнь - бесконечные съемки, гастроли: Париж, Австралия... Общаться удается часто только по телефону, а то и просто эсэмэсками. А так хочется встречаться чаще...

- Вы по-разному воспитывали Лизу и Сережу?

- С Сережей у нас с детства серьезные, мужские отношения. Я даже целовал его только в том нежном возрасте, когда он этого не осознавал. А так, всегда здороваемся и прощаемся дружеским мужским рукопожатием. Я вообще избегаю поцелуев при встрече с мужчинами - есть в этом что-то инфантильное. Вот дочь всегда целовал и баловал. И до сих пор целую...

- Как оцениваете сегодня артистическую карьеру Лизы?

- Я стараюсь в первую очередь относиться к ней как к дочери. Ее карьера для меня, что называется, на пятом плане. Знаю, что в нашем деле есть взлеты, есть падения - тут каждый решает для себя цену успеха сам. Моих советов Лиза слушать не будет, да я их и не даю. Мне очень приятно, что она такая красавица и умница, но у нее, как и у Сергея, другая жизнь - современные ритм, взгляды, оценки. Пожалуй, на ее месте я бы не бросался на все, что предлагают современный театр и кино. Мне кажется, надо быть разборчивее, потому что 90% того, что сегодня предлагают актерам, - недостойно настоящего таланта.

- В конце декабря в Театре Ленсовета мы ждем премьеру спектакля «Смешанные чувства». Это ваше возвращение на когда-то родную сцену?

- Нет, не возвращение, потому что, по большому счету, я и не расставался с этим театром: там мои лучшие друзья, болельщики «Зенита», там я бываю на всех премьерах. На сцене Ленсовета мы множество раз играли антрепризные спектакли, капустники, дни рождения курса... Конечно, сегодня я человек свободный... И вообще для меня настало такое время, когда все равно, на какой площадке играть, - важнее сама игра.

- В новом спектакле вы играете вместе с женой, Ларисой Луппиан. Вы и встретились впервые именно на этой сцене. С близким человеком труднее или легче играть?

- Предпочитаю все-таки играть с незнакомыми партнершами - за близкого человека всегда больше переживаешь. Нельзя сказать, что это помогает. Правда, с Ларисой я так часто работаю в паре, что, наверное, уже привык. С Лизой снимался два раза - очень волновался, что, конечно, отвлекало. «Семейные» выступления, династии хороши не на одной сцене, а на одной цирковой арене. В цирке больше риска, поэтому тревога за близкого человека позволяет концентрироваться, подхватить партнера во время опасного трюка, интуитивно почувствовать и предупредить опасность.

- Когда-то вы назвали игру актера в кино фонограммой, а игру в театре - истиной...

- Театр, действительно, дает актеру больше пространства для поиска. Кино требует быстрого «ориентирования на местности». Нет длительных репетиций, все решается сразу, мгновенно: дальний план, ближний план, незнакомый партнер, казусы погоды... И независимо от всего - мотор! Тут должна быть быстрая реакция, концентрация. А потом - терпение в период долгого ожидания следующего дубля. Театр позволяет создавать роль - входить, врастать в предлагаемые обстоятельства. Тут, как шахматист, пока выстраиваешь варианты, фантазируешь - ух, не заметил, а уже восемь часов прошло! И ночью эта работа над ролью не оставляет. Иногда бужу жену, чтобы спросить, что она думает, если мой герой будет вести себя так или иначе. Работа над ролью в театре - это лабиринт: по нему надо пройти, упереться во все тупики, осилить их - и найти выход. Просто так насквозь не пройдешь. Это место вечного эксперимента. В результате роль может получиться, а может и не получиться. Главное, что ты сделал все, что мог. Спектакль, он живой, как погода: меняется от направления ветра... А в кино сделали, как припечатали штамп в паспорте: «Женат». И все! Только на уровне озвучки что-то еще изменить можно.

- В кино вас часто приглашали на роли авантюрных героев: Д"Артаньян, Шевалье Де Брильи в «Гардемаринах», даже Сильва в «Старшем сыне». В вас есть черта авантюриста?

- Трудно смотреть на себя со стороны... Мне больше всего понравилась работа в «Тартюфе». Тартюф - реальный, жизненный авантюрист, в отличие от Д"Артаньяна, который все-таки герой-мечта, фантазия художника. Я не особенно страдаю от своего клише Д"Артаньяна, но коня на кухне не держу и в состоянии лихого гасконца с утра до вечера не нахожусь. Я сыграл его и забыл. Есть другие инструменты для создания собственного образа: трубка, мятый костюм, раздражительность и немногословность... Есть свечи и книги, другие формы существования человека: от Акакия Акакиевича и пленного турка до убийцы и предателя Яго.

- Ваши недавние роли в кино, такие как Келлер в «Идиоте», Мосий Шило в «Тарасе Бульбе», неоднозначные и непохожие на амплуа мушкетера...

- Мне было интересно работать над этими ролями, хотя они и не главные. Поручик Келлер в «Идиоте» - человек странный, противоречивый, путаный, с невероятно болезненным отношением к деньгам. Мосий Шило - очень яркая личность: в нем есть и героизм, и разбойничьи черты, и хитрость, и открытость. К тому же в «Тарасе Бульбе» пришлось много участвовать в батальных сценах - скакать верхом, шашкой махать. Прежний опыт очень пригодился, хотя технология и техника боя здесь совершенно иная, чем в «Мушкетерах» или «Гардемаринах».

- Вы собираете на концерты немаленькие залы. Но и вся семья Боярских очень музыкальна. Это талант наследственный или приобретенный в творческих вузах?

- Я помню, как замечательно пели мои родители - в доме звучали даже церковные песнопения - невероятно красиво! У нас в семье все поют: Лариса и Лиза еще и играют на фортепьяно, Сережа очень музыкален. Изредка мы поем с ним не только дома - на концертах, памяти Виктора Резника, например. Другое дело, что очень трудно сегодня найти композиторов такого уровня, каким был Виктор. Хороших авторов - по пальцам перечесть! Все что-то пишут - музыку, стихи. Но это все какое-то ненастоящее, как яблоко из папье-маше. В театре и кино, кстати, тот же процесс: демонстрация лиц, ног и накачанных торсов. И все это потребляется - поразительная неразборчивость!

- Вам удается хоть как-то отдохнуть при таком ритме жизни?

- Отдых - это мечта: отключить бы все телефоны и уехать, например, на дачу... Когда строили ее, ничего толком не было. Может, она получилась и странной, зато не какой-то «коттедж». Это наш дом, и он очень живой.
Беседу вела Ирина Тарасова

ИЗМЕНЕНИЕ В РЕПЕРТУАРЕ

Уважаемые зрители! 23 сентября вместо спектакля «Фальшивая нота» состоится спектакль «Все мы прекрасные люди». 26 сентября состоится спектакль «Три сестры» вместо объявленного ранее спектакля "Город. Женитьба. Гоголь.». Приносим свои извинения!

Подробнее

ОН. ОНА...

Театр имени Ленсовета задумал литературно-драматический видеопроект “Он. Она…» по рассказам И.А.Бунина и А.И.Куприна. На Малой сцене театра снимаются настоящие фильмы-спектакли.

Подробнее

СТУДЕНЧЕСКИЙ АБОНЕМЕНТ

Уважаемые зрители! С 7 августа 2020 года мы открываем продажу дополнительных комплектов билетов «Студенческий абонемент».

Подробнее

РУССКАЯ МАТРИЦА

Уважаемые зрители! Мы открываем продажи билетов в кассе театра на спектакль «Русская матрица», который будет показан 6 октября в рамках Российской Национальной театральной премии «Золотая маска».

Подробнее

ВНИМАНИЕ! АКЦИЯ!

Уважаемые зрители! Мы запускаем акцию, в рамках которой вы сможете приобрести билеты на спектакли сентябрьского репертуара по специальным ценам! Обращаем ваше внимание, что такие билеты можно приобрести только в кассе театра!

Подробнее

.

Новый канал: блогер Костя Кляйн на YouTube и официальный сайт Костя Кляйн.

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум 2019 год театра в России 2019 год театра в России 2019 год театра в России
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр