29 и 30 апреля в Театре им. Ленсовета состоится премьера спектакля по пьесе Шекспира «Мера за меру» в режиссуре Василия Сенина.
В одной из главных ролей - герцога Винченцо - заслуженны артист России Владимир Матвеев, представитель старшего поколения, за плечами которого немало блистательных ролей.
Помощь Шекспира
- Это моя третья встреча с Шекспиром, - рассказывает Владимир.- Когда был молодой, играл в «Укрощении строптивой». Потом был долгий перерыв, я все не понимал: почему нет Шекспира? Пришел даже как-то, после того как сыграл Каренина в спектакле «Каренин. Анна. Вронский» и получил за роль «Золотой софит», к нашему художественному руководителю Владиславу Пази, с вопросом: «Какова моя дальнейшая судьба в театре?» Он ответил: «Вам теперь нужно играть Шекспира, но на Шекспира нет денег». Через три дня мне звонит режиссер Михаил Левшин из театра «Комедианты» и предлагает роль Шейлока в «Венецианском купце». С этим спектаклем мы взяли Гран-при на фестивале шекспировских спектаклей в Тольятти. Подходили режиссеры и говорили, что готовы бесплатно поставить для меня спектакль. Я приехал оттуда счастливый и защищенный тем, что есть периферия, которая спасет. Кстати, после «Венецианского купца» перестал жить в долг, в этом смысле, тьфу-тьфу, все наладилось.
Влияние Толстого
- В спектакле «Каренин. Анна. Вронский» с недавних пор вместо ушедшей в декрет актрисы играет Аня Ковальчук. Для нее это было невероятное напряжение, но Аня справилась. И сыграла так, что я ахнул. Спектакль увидел Василий Сенин, и мне стало известно, что нас троих - Вронского играл Олег Федоров - Сенин хочет пригласить в свой спектакль. Через некоторое время он подходит и торжественно, на вытянутых руках, подносит мне пьесу. «Что это?» - «Шекспир, и я прошу вас сыграть». Для приличия я посчитал про себя до пяти и выдохнул: «Да».
Объем текста пьесы - сумасшедший, 85 страниц, из них на 60 разговаривает мой герой. Чтобы все выучить, ввел ноу-хау: в наушниках слушаю начитанный мною же на диктофон текст. Кручу эти кольца по дороге домой и на работу, в метро, даже смотря телевизор.
Костюмеры, гримеры удивительно тепло ко мне относятся, я заметил, что это отношение усилилось после Каренина. Не могу толком осознать эту связь, да и не хочу, потому что, как говорил Владимиров, - это твой секрет, который ты и не старайся понять, и никому не рассказывай. Потому что если понял и рассказал, придется выдумывать новый.
Режим герцога
- Мой герцог Винченцо - благороднейшее существо, он растит себе преемника в лице наместника Анджело, которого играет Олег Федоров. Герцог понимает, что придет время, когда нужно привести во власть преемника, а то народ может выбрать абы кого, на авось. Герцог проводит Анджело через испытания и тем самым облагораживает. Может, у режиссера другая концепция, но мне видится так: Конечно, на ум приходят Ельцин и Путин, а вот ни Товстоногов, ни Владимиров преемников не оставили, такие истории меня огорчают. Пускай зрители сами думают, какой вариант им ближе.
В спектакле играет много молодых артистов, публике они известны, особенно по сериалам. Недавно Сенин делал им внушение, что недостаточно выкладываются на репетициях. Я поднимаю молодых на бой. И сам благодарен режиссеру, что заставляет попотеть, побегать, пострадать. Я обрел спортивную форму, похудел, то есть организм актера начинает работать в нормальном режиме.
Сейчас у меня есть работа и в других театрах. В этом сезоне я сыграл шикарные классические роли в спектаклях «Нахлебник» Тургенева и «Шутники» Островского в «Русской антрепризе», на подходе «Пучина» там же. Но, все-таки, для меня важен родной дом - Театр имени Ленсовета. Мне одна зрительница призналась: «Я после вашего спектакля две недели чувствую себя хорошо». - «А потом?» - «Прихожу снова».
Елена ПЕТРОВА