Top.Mail.Ru

Мария Романова: Маршак – для детей и Маршак – для взрослых

Надежда Кокарева,- «Театр +», 2022, № 27, октябрь

Театр им. Ленсовета всерьез задумался о воспитании своей аудитории с самого раннего

возраста. В октябре детский репертуар театра прирастет новой работой режиссера Марии

Романовой «Маршак - Маршак». Романовские спектакли для маленьких зрителей уже успели

полюбиться почитателям театра на Владимирском проспекте. Спектакль «Странствия

Нильса», отмеченный премией «Арлекин» в номинации «Лучший режиссер», уже, увы,

сошел с подмостков, но волшебные песенно-сказительные «Птицы» еще можно посмотреть.

Теперь пришло время для советской классики детской литературы в трепетном прочтении

режиссера Марии Романовой.

 

- Когда произносишь фамилию МАРШАК, вспоминается детство и хочется улыбаться.

Название вашего нового спектакля «Маршак - Маршак». Почему так? Хочется

заставить зрителя улыбаться с момента покупки билета?

- Название «Маршак - Маршак» пришло к нам интуитивно. Идея принадлежит Ларисе

Регинальдовне Луппиан. Уже сейчас я понимаю, что пришло оно неспроста. Во-первых, у

самого Маршака много различных считалочек, рифмовочек, поэтому такое ритмичное

выражение: «Маршак - Маршак» пришлось как нельзя кстати. А во-вторых, в нашем спектакле есть Маршак для самых маленьких, и есть Маршак – для их родителей.

- Какие произведения Маршака легли в основу вашего спектакля? Что их объединяет?

- В основу спектакля легли самые известные произведения Самуила Яковлевича: это

«Человек рассеянный с улицы Бассейной», «Старушка и пудель», «Усатый-полосатый»,

«Сказка о глупом мышонке» и «Багаж». Кроме того, в постановке прозвучат два взрослых

стихотворения Маршака, которые стали для меня открытием. Мы все знаем Маршака как

детского поэта, а у него множество удивительных стихов для старшей аудитории. Это

потрясающая поэзия, простая, ясная, такая трепетная, такая необходимая нам сегодня.

- Есть мнение, что для работы с детской аудиторией артист должен обладать особым

дарованием и искренностью – умением достучаться до маленького зрителя и увлечь его.

Что помогает артистам, занятым в постановке, в работе над спектаклем?

- Наш актерский ансамбль состоит из трех исполнителей. Молодой Дима Хасанов, он учился

на курсе Анны Яковлевны Алексахиной и только недавно пришел в театр. Он абсолютно

пластичен: и физически, и актерски, очень зажигательный артист - ему удается пострясающе

перевоплощаться на сцене в самых разных животных. Анна Гольдфельд и Маргарита Иванова, очень одаренные актрисы, обе мамы. Их материнское чутье, фантазия и тональность,

направленная на малышей, перенесенная на сцену из жизненного опыта, нам многое дают и

помогают на репетициях. Кроме того, у Анны, она, кстати, училась на курсе Бутусова-

Алексахиной, достаточно клоунская природа, она хулиганка, а Рита – очень чуткая и

трепетная – они все чудесно дополняют друг друга.

- В Театре им Ленсовета не так много детских спектаклей – достаточно пальцев одной

руки, чтобы их пересчитать. Появление спектакля «Маршак - Маршак» - знак начала

формирования репертуара для самых главных зрителей?

- Не уверена, что «Маршак - Маршак» станет такой отправной точкой, но желание расширить детский репертуар у руководства театра есть. Посмотрим, что будет впереди.

- В одном из интервью вы заметили, что материалы для спектаклей сами вас находят в

определенный момент жизни. Почему для вас важно поставить «Маршак - Маршак»

именно сегодня?

- То, что спектакль «Маршак - Маршак» нашел меня в наше сегодняшнее время, для меня

неслучайно и очень важно. Работа над ним для меня, для нас – это просто спасение. Мы

много смеемся на репетициях, и при этом спектакль получается трепетным и

пронзительным. Во время подготовки к постановке я много думала, читала стихи Маршака, его биографию. Ему тоже довелось жить в непростое время. Благодаря его глубокой работе над собой и ясному пониманию, как вообще выжить в той системе, которая была в те годы, он выбрал очень мудрую, на мой взгляд, позицию – формировать и нести свет самым маленьким, тем, кто только знакомится с окружающим миром и вступает в жизнь. Именно поэтому его произведения не устаревают, на них росли наши родители, потом они читали эти стихи нам, а теперь мы на них растим наших малышей.

 

Беседовала Надежда Кокарева