Петербургская актриса Марианна Коробейникова известна читателям по сериалам «Общая терапия», «Капитан Гордеев», «Оперативная разработка», фильмам «Комбинат», «Путь самца», а любителям театра по роли Натэллы в спектакле театра имени Ленсовета «Заповедник».
Марианна, спектакль «Заповедник» по роману Сергея Довлатова с Артуром Вахой в главной роли вызывает массу восхищенных отзывов публики. Как вам работается со столь колоритным партнером?
Артур очень яркий человек и уже на репетициях стало понятно, что энергия, привнесенная режиссером спектакля Василием Сениным, им поддерживается. Артур Ваха заряжает всех своей искренностью и свободой.
Многие современные актеры сетуют на недостаток глубоких ролей. Вам знакома эта проблема?
Я еще с момента обучения в театральном институте слышала про значение так называемой «заветной роли». Мне часто задавали вопрос: «Что вы хотите сыграть?» Считается, будто актер непременно должен иметь свою заветную роль, стремиться к ней, и только тогда он сможет реализоваться, а желанная роль обязательно к нему придет. Но я не понимаю такой постановки вопроса. На мой взгляд, свой интерес и глубину актер может найти в любом материале. Например, моя героиня Натэлла в «Заповеднике» почти не прописана, но мы с режиссером много ее меняли. Она разнится в первых спектаклях и тех, что идут сейчас. Я постаралась найти в ней какую-то историю, судьбу.
Кто ваша героиня?
Она не самый эпатажный персонаж в спектакле, но вынуждена выделяться среди толпы. Натэлла достаточно земной человек и совершенно случайно оказалась среди людей, которые до сумасшествия погружены в мир Пушкина. Я делаю всю, чтобы она не выглядела эдакой дурочкой, легкомысленной девушкой, хотя в тексте в этом плане присутствует очень тонкая грань и можно легко свалиться в эту сторону. Я пытаюсь представить ее глубокой и более сложной личностью. Иногда мне это удается.
Иногда?
«Заповедник» очень гибкий спектакль, за что я его очень люблю, и каждый раз все проживается заново.
В тексте Довлатова много неприкрытого цинизма, что, к сожалению, созвучно нашему времени...
Мне кажется, что цинизм в жизни общества присутствовал всегда, но есть люди, которые его замечают, и те (к ним я могу отнести и себя), которые живут в своем мире. Я иногда ловлю себя на мысли, что живу в совершенно обособленном мире, и мир вокруг меня в данный момент такой, какая я сама. Если мне плохо и некомфортно, то и мир вокруг меня становится унылым и раздражающим. Если же я нахожусь в какой-то гармонии, мне удается ее внутри себя создать, то весь окружающий негатив просто соскальзывает с меня. Я его не замечаю. То же происходит и в нашем спектакле, где от Артура, по природе абсолютно не циничного человека, идет такая позитивная энергетика, которая сглаживает весь цинизм в тексте.
Вы согласны с тем, что межличностные отношения актеров влияют на успех спектакля?
Они воздействуют на атмосферу в зрительном зале. Не могу сказать, что мы с Артуром близкие друзья, но у нас хорошие отношения, а это своего рода энергия, которую зритель обязательно почувствует.
Но некоторые актрисы признаются, что буквально ненавидели своих партнеров, а на экране получились, например, невероятно правдоподобные любовные сцены!
В кино в такой ситуации проще, чем в театре. То, что в кино можно спрятать за техническими возможностями, театр раскроет. Безусловно, и в театре можно замаскировать истинные взаимоотношения партнеров, но чувствующий зритель заметит разницу. Спектакль, где актеры просто качественно отработали, отличается от того, где артисты играли, получая удовольствие от процесса тем, что зрителю обязательно захочется попасть на сцену. Зрелище, которое он увидит, будет заразительным для него. Я почувствовала на себе этот эффект, когда недавно во время долгого авиаперелета посмотрела фильм «Бурлеск» Стива Энтина с Кристиной Агилерой и Шер. Это картина о жизни танцовщиц кабаре, и во время просмотра и после окончания я все время думала, что тоже хочу танцевать!(смеется) Подобная реакция для меня означает одно: актрисы заразительно сыграли свои роли. Искусство должно заставлять человека задуматься, чего сегодня, к сожалению, очень мало, особенно в театре, и чаще актеры лишь развлекают народ.
Вы снялись уже во второй картине у Сергея Черных - сначала в комедии «Путь самца», теперь в «Комплексе полноценности». Это случайность или вам близок комедийный жанр?
Дело не в интересе к определенному жанру. У меня нередко складывается так, что режиссеры, поработав со мной на одной картине, приглашают и в другие свои проекты. Так произошло, например, с Виктором Татарским в «Оперативной разработке», и с Сергеем Черных. Кстати, в «Пути самца» у меня совсем небольшая и по-моему единственная положительная роль в фильме. Я играю терпеливую жену главного героя, у которого, если не ошибаюсь, восемнадцать любовниц. Она делает вид, что ничего не происходит ради сохранения семьи, и, в общем-то, ее можно считать мудрой женщиной.
А у вас есть свой способ реагирования на природное мужское непостоянство, если хотите управления?
Я считаю, что в отношениях категорически нельзя никем управлять и бороться с кем-либо. Когда ты пытаешься перестроить что-то внутри себя, ты себя разрушаешь, но подстраиваясь под кого-то ты, наоборот приобретаешь новые качества. Это намного важнее. Мы часто боремся за свою свободу и индивидуальность, а секрет гармонии видимо в другом. Подстроиться под другого человека порой безумно сложно, особенно когда ты устал, раздражен и у тебя нет сил остановиться, чтобы успокоиться и взглянуть на ситуацию иначе.
Вы эмоциональный человек?
Да, и в определенные моменты я мечтаю разбить об стену граненый стакан, но всегда делаю это мысленно: вижу, как он разлетается на осколки, получаю свой выброс адреналина и успокаиваюсь. Так что, в обычной жизни мне в каком-то смысле помогает профессия.
Ученые утверждают, что умеренное подавление в себе эмоций помогает сохранить отличную фигуру...
Я поддерживаю форму и борюсь со стрессами с помощью спорта - хожу в спортклуб, плаваю, занимаюсь йогой и аэробикой (улыбается).
Вы сыграли в сериале «Оперативная разработка», где оказались на одной площадке с очень яркими партнерами-мужчинами, как, например, Олег Штефанко. Какое впечатление осталось у вас от совместной работы?
Штефанко - хороший партнер, мне было очень приятно с ним работать. С одной стороны, это довольно брутальный мужчина, с другой - очень интересная личность. Когда съемки уже подходили к концу мы разговорились на тему актерских сожалений, о том, что одна работа заканчивается, и неизвестно, будет ли другая... Пофилософствовав, мы пришли к выводу, что любой даже самый известный артист, допустим, Роберт де Ниро, не может быть застрахован от отсутствия предложений, и это участь актера - оставлять часть своей души в каждой своей картине и сожалеть об ее окончании, особенно если удалось поработать в хорошей группе и с талантливым режиссером.
Какие новые фильмы с вашим участием можно будет увидеть в скором времени?
Я снялась в сериалах «Прокуратора», «В формате А4», «Опер», а также в новом сериале о работниках ГИБДД, который называется «ППС», что, как известно, расшифровывается «патрульно-постовая служба». Кроме этого, сейчас готовятся к выходу и еще не закончены сериалы «Приставы» Игоря Бурлова и Серафима Бубнова, картина «Комплекс полноценности» Сергея Черных и многосерийный фильм «Надежда», где мне досталась очень интересная роль, совершенно нетипичная для меня. Обычно режиссеры пытаются сделать из меня красотку, а здесь я предстаю в образе неухоженной, погруженной в свой мир художницы.
Беседовала Марианна Николина