Top.Mail.Ru

Макбет, с вещами на сцену!

Полина Виноградова,- «Санкт-Петербургские ведомости», 2012, 12 октября

13 и 14 октября на сцене Театра Ленсовета режиссер Юрий Бутусов представит новый спектакль «Макбет. Кино». Это его первая постановка на посту главного режиссера театра.

 

На репетиции никого не допускали, узнать подробности грандиозного замысла было практически невозможно. Но корреспонденту «Санкт-Петербургских ведомостей» удалось кое-что подсмотреть с высоты бельэтажа. То, что посчастливилось увидеть, легче было бы вообразить в парадном дворе Папского дворца, где показывают премьеры звезды Авиньонского театрального фестиваля. Но петербургские артисты играли в четырех стенах академического театра, и кажется, ничего подобного на нашем веку еще не было. Итак, бесподобное представление длится шесть часов.

«Нет ничего круче пьес Чехова и Шекспира», - считает Юрий Бутусов. Среди спектаклей, поставленных им в столице нашей родины: «Ричард III», «Король Лир», «Гамлет», «Мера за меру», чеховские «Иванов» и четырехчасовая, какая-то безумная «Чайка», вызвавшая равносильные волны возмущения и восхищения, за которую режиссер получил заслуженную «Золотую маску».

Это не первый «Макбет» в жизни Юрия Бутусова. Десять лет назад он поставил в московском театре «Сатирикон» спектакль «Макбетт» по пьесе Эжена Ионеско (в названии спектакля имя шотландского короля пишется со сдвоенной «т»). Драматург по-своему переписал знаменитую шекспировскую трагедию, превратив историю о жажде власти, разъедающей изнутри не только личность, но общество в целом, в комедию абсурда, полную черным юмором. И Юрий Бутусов вывел на сцену героев очень современных для периода первой десятилетки ХХI века. Коренастый, бритый почти наголо Макбет (актер Григория Сиятвинда), простоватый и в чем-то обаятельный, он подкупал практичностью и мужицкой надежностью – типа того, что «мужик сказал, мужик сделал». Его антагонист и лучший друг Банко в исполнении Максима Аверина был смешон в своей почти юношеской пылкости, и сам распахивал плащ, подставляя грудь под дружеский кинжал. Леди Макбет – рыжеволосая Агриппина Стеклова- под стать супругу, предвкушала королевские блага и буднично стирала кровь с дорогого платья. В том красочном фарсе ведьмы носили мужские костюмы и курили сигареты, главный герой ловил сочком бабочек, а одну, самую заветную, никак не мог поймать, пока она сама ни села к нему на плечо…Там народ веселили шуты, и самый смешной из них – король Дункан хоть и не был облачен в шутовской костюм, но вызывал приступы смеха, когда твердил противным голоском: «Ай! Что ты делаешь?!». Дурак, не достойный ни власти, ни жалости. Москвичи хохотали, и слава богу. Для публики эпохи гламура ничего не значили выходящие за рамки их ценностных ориентиров понятия: честь и совесть.

Во втором десятилетии нашего столетия вдруг стало очевидно, что во имя чести и справедливости не жалко многое потерять –тем, кому есть что терять. Вопрос лишь в том «Да или нет?». Макбет выбрал утвердительный ответ и поплатился сполна.

На пути Юрия Бутусова от «Макбетта» к «Макбету» произошли большие перемены в искусстве и обществе. Прошли времена ироничного постмодерна, гламурного цинизма и компромиссов с совестью. Бабочка на плече государственного преступника больше не вызывает снисходительной улыбки. По правилам театра «Сатирикон» через семь лет «Макбетт» был снят с репертуара.

Важно, что другой «Макбет» появился в Петербурге; в городе, смотрящем на столичный фарс как бы сквозь зеркало водной глади, наблюдая искаженные силуэты гротескных персонажей. Петербургский «Макбет» предельно серьезен. Режиссер взял самый первый перевод шекспировской пьесы на русский язык, сделанный А. И. Кронебергом в 1847 году.

Освещенная прожектором актриса Лаура Пицхелаури в ярко алом платье – цвет искупительной жертвы- несколько раз повторила монолог леди Макбет, обращенный к мужу: «Королем ты будешь! Но я боюсь, в твоей душе так много молока любви..» .Три ведьмы в пышных белых юбках выкатывали на середину сцены белый круг, и режиссер просил устроить видимость переполоха – о чем-то спорить, а не молчать. Задумчивый и мнительный Макбет – статный Иван Бровин с печатью смятения на лице. Издалека воин похож на мыслителя. Прошла пора алчных душегубов с бритыми затылками. «Вы сколько уже колес выкатили? – Юрий Бутусов имел в виду обычные шины, с которыми на сцене появились несколько артистов. Когда узнал, что восемь сказал, что плохое число, должно быть семь. Из динамиков доносились выстрелы, какое-то кудахтанье перепуганных птиц, вой ветра и музыка, дивная музыка.

Этот «Макбет» также про то, что вся наша жизнь, как сказал автор пьесы, - игра, но сегодня она потеряла ясные очертания, обрастая выдуманными подтекстами. Но если прекратить видеть вещий символ на пустом месте (как тот белый круг, который катили сестры-колдуньи), придет растерянность, потом – скука.

«А дьявол – это скука. Именно она толкает человека на всякие ужасные вещи», - уверен Юрий Бутусов.

Однако, гнетущей тишины, которая, как правило, сопутствует дьявольской скуке, здесь не будет. Каждая мизансцена наполнена музыкой – звучат композиции разных эпох и стилей, их число превышает три десятка. Иллюзорный мир петербургского Макбета состоит из мелодий Монтеверди и Арво Пярта, The Beatles и Led Zeppelin, «Кино» и Nirvana, Майкла Джексона и Брайана Ино, Валерия Дидюли и Макса Рихтера… Музыку приносили сами артисты и находили неожиданные созвучия. Спектакль создавался этюдным методом. Все примеряли на себя разные роли, делали зарисовки будущего. Не побоюсь этого слова, выдающегося полотна. Даже декорации и костюмы специально не продумывали. По замыслу Юрия Бутусова, использовали реквизит и костюмы из запасников театра и личные вещи артистов. Получилось, что в этой постановке как бы все настоящее: вещи, позаимствованы из реальной жизни, и они стали частью воображаемого мира, в котором герой сходит с ума. Спектакль соткан из множества эпизодов, порой беспорядочно перемешанных. Честь и совесть присутствуют в современном обществе монтажными склейками, создающими помехи на экране стабильного завтра.

Режиссер (в данном случае уместно сказать, полноправный хозяин) спектакля вспомнил свои слова про первого «Макбетта»: «Внешне «Макбетт» как будто связан с какими-то политическими реалиями. Но это обманка. Этот спектакль о том, как человек стремится вырваться за пределы своей предопределенности. Только до тех пор, пока он пытается это сделать, он жив».

Минуло десять лет, обманка стала правдой. И новый «Макбет» прочно связан с политическими реалиями. Он - молодой, отчаянный, влюбленный в свою леди и в свою стремительную жизнь, но настойчивый вопрос «да или нет?» требует от него мгновенной реакции.

Полина Виноградова