Top.Mail.Ru

Макбет. КИНО. Впечатление.

Екатерина Новикова,- «Инфоскоп», 2013, октябрь

Вновь причастись души неистовой,

И яд, и боль, и сладость пей,

И тихо книгу перелистывай,

Впиваясь в зеркало теней…

А. Блок

Воля режиссера может сделать с пьесой все что угодно. Юрий Бутусов переместил шекспировскую трагедию не съемочную площадку, и ее герои в очередной раз испытали свою судьбу в грохоте современной жизни. Грохота или музыки в спектакле много, как много плясок, шуток и трюков. А еще есть оглушающая тишина, любовь и настоящая кровь, которая никогда не смоется.

Все знает о происходящем на сцене только один человек – Юрий Бутусов. Остальным, в том числе и зрителям, он позволяет участвовать в этом действе. Режиссер выбрал «Макбет» Шекспира как отправную точку для отражения нашей сегодняшней жизни. Не случайно главный предмет реквизита в спектакле – зеркало. Их на сцене великое множество. Вместе они образуют громадный калейдоскоп, который множит все: сцены, монологи, видения, смыслы, ассоциации. В зеркало долго и мучительно вглядываются главные герои, пугаясь себя, а иногда и не узнавая. Этот причудливый спектакль населен двойниками и призраками.

Неинтересно и опасно начать расчленять действие и дотошно выяснять для себя кто кому и кем приходится. Во-первых, это трудно, а во-вторых, при внешней разобщенности, «раскадровке» сцен, спектакль складывается в абсолютно целостное явление. Его бешеная стихия организованна и имеет смыслообразующую темпо-ритмическую структуру, что приближает драматический спектакль к музыкальному. Ю.Бутусов, используя шекспировский сюжет, «пишет» программную музыку для своего спектакля, в котором каждая сцена, каждый образ органично вписан в систему лейтмотивов. Вероятно, поэтому достигается такое мощное трагическое звучание в финале.

В спектакле используются структурные приемы кино. Все сценическое время – это работа над фильмом «Макбет» молодежной съемочной бригады. На сцене в наличии все приметы киносъемки: крупный и дальний план, пересъемка, монтаж, вода из лейки, перемотка кадров. Атмосферу съемочного процесса режиссер создает средствами театра, добиваясь при этом уникального сплава театра и кино. Мрачный, кровавый сюжет Шекспира в варианте фильма неожиданно дополнился лирическими и комическими красками. Специфика съемок позволила перекроить и перетасовать сцены пьесы, чтобы смонтировать ее снова, обогатив современными проблемами, а главное – вдохнув новую жизнь. И трудно даже уловить когда поток воздуха от вентилятора превращается в ветер Шотландии. В царящей на сцене атмосфере игры и

маскарада, без исторических костюмов и эффектных монологов разыгрывается настоящая шекспировская драма.

Спектакль очень красив. Красивы актеры, эффектны мизансцены, чего стоят роскошные сцены пиров! То ли булгаковский бал из «Мастера», то иллюстрация картины Босха. И Ален Делон на фотографии тоже красив. Но Бутусов ставит диагноз – красота не спасет мир. И вода, которая часто льется на сцену, не смоет следов преступлений ни с рук, ни с души. Главная героиня спектакля – леди Макбет, она же главная виновница трагедии. Эта леди Макбет, движимая любовью к мужу, переоценила свои силы. С Макбетом она хотела разделить трон и славу и потеряла, прежде всего, его. В упоении от успеха она танцует как шахматная королева, но на проигранном поле, так как рядом не любимый муж, а призрак убитого им Дункана. Танцует она часто, и эти адские пляски – способ справиться с безумием. Макбет и его окровавленные двойники теперь стали ее больной совестью. Сама леди Макбет тоже имеет двойника, являясь время от времени в образе ведьмы. Смена личин оказывается губительной. Леди Макбет проклинает в себе человека. И слова Макбета: «Кто смеет больше, тот не человек, а зверь» становятся пророческими. Когда все проиграно и похоронено, леди Макбет придется танцевать на раскаленном круге – ее вечной муке. Большие страсти, большие преступления, большие муки – это Шекспир. Бессмысленное убийство одного служащего другим, одного пианиста другим, желающим солировать – это наши дни. Герои интермедий создали целую галерею образов - смешных, добрых, несчастных, веселых. Или просто людей.

Все, что создал Ю.Бутусов практически на пустой сцене, почти без материальных затрат, с молодыми и даже начинающими актерами, поражает. Он так насытил действие спектакля, что почти каждая сцена может быть самостоятельным театральным произведением. «Макбет. Кино» - настоящий мастер-класс талантливого режиссера.

 

Екатерина Новикова