Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

«Макбет. Кино»: прорыв на петербургской сцене

Елена Добрякова,-«Светский Петербург», декабрь 2012 – январь 2013, № 20

В октябре-ноябре Театр им. Ленсовета показал петербуржцам премьеру «Макбет. Кино.» в постановке Юрия Бутусова 

 

Это спектакль, далекий от классического, здесь нет хрестоматийного Шекспира, нет выстроенности действия, почти нет соответствующих эпохе костюмов, здесь не увидишь средневекового антуража и не услышишь лютню. Зато звучат Скарлатти, Арво Пярт, Led Zeppelin, The Beatles, Бьорк, «Кино», Zap Mama, Майкл Джексон... Артисты танцуют на сцене и прямо в зале рядом со зрителями. Cценические эпизоды возникают как всполохи, обрывки снов, видений - недаром применена кинопроекция.
Спектакль вобрал в себя много чего - то танец юных ведьмочек заворожит, то возникнет устрашающий пир с кровавыми персонажами, или вдруг леди Макбет начнет кататься по кругу на детской лошадке. Пять с половиной часов действия (с четырьмя антрактами) оборачиваются совершенно не скучным путешествием - погружением в себя. Ведь театр, каким его хочет видеть пытливый зритель, как и музыка, как картина на холсте, - это сугубо субъективная история. Если театр диктует тебе правила, затискивает в рамки, обрубает фантазию, назидает и учит - так это и не театр вовсе, это что-то из области преподавания на курсах повышения квалификации или церковной проповеди. 
А здесь был «Макбет», которого представил себе режиссер, подгоняемый в фантазиях нашим безумным временем, идеями актеров, которые, как говорят очевидцы, с восторгом бежали на репетиции и не замечали часов, увлеченные процессом. Это был Макбет, сотканный из потоков подсознания, - живой, смертный, бессмертный, сильный, раздавленный потерей жены и детей. Кровь - на рубахах, на лицах, на руках - как знак вечной борьбы людей за первенство была рефреном спектакля. Леди Макбет, подталкивающая мужа к преступлениям, заносящая руку над жертвами, сама становилась жертвой. Заключительный ее танец в алых балетных туфельках на раскаленном диске - пронзительная по силе воздействия сцена. И сцена эта не назидает: «Вот так будут мучиться на том свете все убийцы и кровопийцы», нет, это что-то большее - показана мука общения с миром. Показаны страдания художника, который обязан в себе вызвать Дьявола и призвать Бога для усмирения первого. Но для того ему нужно сотворить этот акт - танец, спектакль, книгу, песню - и сделать этот первый шаг. И это всегда страшно: а поймут ли, а одобрят, может, закидают гнилыми помидорами, предадут забвению? Много смыслов, множество извивов душевных страданий. 
Увлеченность, с которой исполнен этот спектакль, очень чувствуется залом. Были те, кто после первого действия намеревался уйти в возмущении: что же это сделали с Шекспиром, что за вольности такие? А потом я услышала признания пожилого зрителя, который все-таки остался: у него во время второго действия что-то перевернулось в восприятии, ему вдруг все стало по душе, он доверился чутью и вкусу режиссера. Этот человек досидел до самого финала, до половины двенадцатого ночи, я хорошо видела его, застывшего в сосредоточении, и радовалась. Как радовалась и за саму себя: мне, как и супругам-художникам, встретившимся в антракте в фойе, не хотелось уходить отсюда, а желалось, чтобы эти фантазии продолжались как можно дольше.
Так в чем секрет бутусовской постановки? Какая в ней магия? Позволю себе догадки. Постановщик, уехавший десять лет назад из Петербурга в Москву за лучшей режиссерской долей, сегодня обрел ту свободу, к которой всегда готов по-настоящему творческий человек, не заточенный на коммерческие задачи. Говорят, его четырехчасовая «Чайка», поставленная в театре «Сатирикон», решённая в постмодернистском ключе, тоже обладает этой высокой степенью свободы самовыражения и являет собой удивительный пример даже для столичной театральной жизни, вроде бы не страдающей отсутствием ярких событий. Бутусов, поставивший когда-то в Театре имени Ленсовета выдающиеся свои спектакли «В ожидании Годо» и «Войцек», приноравливался в Москве к новому дыханию, к новым возможностям, но, видно, не всегда его желания могли осуществиться. Как это бывает, когда чего-то хочешь, а все идет по касательной, прокручивается, не попадая точно в цель. 
И вот назначение Бутусова главным режиссером Театра имени Ленсовета, имеющееся у труппы желание перемен, обоюдное стремление художника и театра сделать нечто мощное, возможно, и позволили случиться прорыву. Выглядит это как жест отчаянного смельчака, которому терять нечего.
Поневоле я ловила себя на мысли: ну откуда в холодной, будто застывшей Северной столице такое неистовство чувств и эмоций? Где они сберегались, на каких верфях душ, в каких сердечных бухтах? Выходит, все было, но требовался тот, кто сумел бы это расшевелить, вызвать к жизни, уверить в том, что это может быть интересно. Совсем по-новому, драматически сильно раскрылись в «Макбете. Кино.» актеры Лаура Пицхелаури (леди Макбет), Виталий Куликов (король Дункан), Иван Бровин (Макбет), Александр Новиков и Роман Кочержевский, сыгравшие несколько ролей. Много молодых актеров вышли на сцену в этом спектакле, удивляя неистовостью и горячим темпераментом, мгновенной сменой образов. Зрителя заставили поверить в то, что жизнь продолжается в эпохально-вселенских смыканиях энергий, где не властно время, а люди равны в своих проявлениях - ревности, злобе, прощении, жажде власти и, конечно, любви. 
А если добавить, что мощный и разнообразный по своим решениям спектакль еще и не потребовал значительных материальных затрат, то становится совсем удивительно. Ни одного платья не было сшито для леди Макбет специально - все взято из театрального реквизита, и только пара-тройка костюмов куплена у самих артистов. Каскад зеркал-складней советской поры, извлеченный из запасников, превратился в настоящий визуальный орган на сцене.
Думаю, безо всяких прикрас можно констатировать: в серовато-мерцающей несмелой театральной петербургской жизни, в которой давно не били фонтаны, а наблюдались лишь всплески разной степени силы, произошло нечто особенное. В Театре имени Ленсовета, планка которого не поднималась после Игоря Владимирова и Владислава Пази на более достойную высоту, театре, где преобладали традиционные решения, сегодня действительно случился прорыв - театр вышел на уровень смелого, свободного, творческого, экспериментаторского существования.

 

Елена Добрякова

Изменения в репертуаре

Уважаемые зрители! 19 октября вместо спектакля "Гамлет" пойдет спектакль "Сон об осени", 21 октября вместо спектакля "Все мы прекрасные люди" пойдет спектакль "Ревизор". Приносим свои извинения!

Замена спектакля

Уважаемые зрители! 16 октября вместо спектакля "Город.Женитьба.Гоголь." пойдет спектакль "Ревизор". Приносим свои извинения!

Гастроли в Казани

9 и 10 октября спектакль Юрия Бутусова «Город. Женитьба. Гоголь.» открыл Качаловский театральный фестиваль в Казани на сцене Русского большого драматического театра им. Качалова.

Всероссийское исследование театральной аудитории

Приглашаем Вас принять участие во Всероссийском исследовании театральной аудитории, которое проводит Российский институт театрального искусства – ГИТИС.

Подробнее

БИЕННАЛЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

6 ноября на нашей сцене будет показан спектакль выдающегося российского режиссёра Камы Гинкаса "Вариации тайны" (МТЮЗ) в рамках фестиваля "Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры" - 2018.

Подробнее

Документы

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр