Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

«макбет. кино»: потерять счёт времени

Ярослав Солонин,- Воронежское Интернет-издание Afishaplus, 2018, 11 июня

На Платоновском фестивале 9 и 10 июня состоялись показы пятичасового спектакля «Макбет. Кино», поставленного по самой короткой трагедии Шекспира.

«Макбет» - самая короткая трагедия Шекспира, рассказывающая о том, как бравый шотландский воин превращается в тирана и убийцу, которого настигает безумие и гибель. Превращение оригинала в пятичасовое действо сразу говорит о том, что постановка представляет собой эксперимент, но вряд ли кто-то подозревает, что его ждёт оголтелая дискотека, или со-бытие, как это назвал сам режиссер на пресс-конференции.

В пятом акте есть такие строчки: «Жизнь - это история, рассказанная идиотом,наполненная шумом и яростью и не значащая ничего». Высказывание, давшее заголовок роману Фолкнера «Шум и ярость», где повествование ведется от лица умалишенного - один из ключей к пониманию постановки Юрия Бутусова, что подтверждает сказанное им на пресс-конференции в Доме журналистов:

- Это спектакль не о кино, это спектакль о некой нашей внутренней иллюзии и о том, что в современном мире мы часто путаем нашу жизнь с жизнью иллюзии, с кино. Мы путаемся, где мы находимся. Иногда есть ощущение, что мы перестаем быть сами собой и начинаем быть кем-то. Кино здесь и выступает неким обманом. Спектакль - это поиск себя. Это очень сложный и трагичный путь. Главное - не найти,а идти. Главное - ощущение, что что-то не так.

Это ощущение не покидает нас по ходу всего действа. Во-первых, теряется чувство времени: пять часов - очень много для неподготовленного зрителя, но, несмотря на это, каждый акт пролетает довольно быстро. Ты не знаешь, что тебя ждёт в каждый следующий момент, лишь ощущаешь прогрессию безумия.

Опираться на саму пьесу почти невозможно: исходный текст в несколько раз сокращен, используется не привычный перевод Пастернака или Лозинского, а подзабытый Кронеберг. Часть шекспировских персонажей убрана, некоторые длинные монологи разбиты на отдельные реплики. Постоянные кинематографические флэшбеки, навязчивый мотив из «Любовного настроения» Вонг Кар Вая, элементы хоррора, гиньоля (театр насилия), эротики и фарса заставят либо напрячься и уйти, либо включить рассудок и попытаться понять, что осталось от Шекспира и зачем вообще он здесь нужен. Линия Макбета здесь соединена с линией Актера (Иван Бровин), получившего роль тирана. Сам король - не опьяненный кровью и властью монстр, взвинченный,слабовольный человек, ведомый своей коварной супругой. Что касается Актера, то здесь проводится параллель между ним и Аленом Делоном, чей портрет мы видим на сцене.

Макбет шарахается от призрака, а придворная свита без устали идиотически хохочет. Все злодеяния - плод воображения леди Макбет (Лаура Пицхелаури). От этого легче не становится: мрака и жути хоть отбавляй. Во время просмотра не покидает чувство, что ты постоянно что-то путаешь. Макбет с Дунканом (Виталий Куликов) меняются местами, Макдуф вообще непонятно где. Актеры двоятся,троятся, меняются ролями… Только леди Макбет едина, неделима и незаменима. Надрывная игра Лауры Пицхелаури запоминается и по-человечески трогает,остальные сливаются в какой-то вопль и вой.

Спектакль перенасыщен приметами времени: офисный планктон, безработные, угар в дискотечном полумраке, озаряемом лишь светом стробоскопов, оппозиционеры и даже панк-молебен на фоне портрета Брехта. Дух остранения здесь сквозит изо всех щелей: актерская игра нарочито неправдоподобная, вместо мечей - ивовые прутики, вместо пистолетов - комбинация из пальцев. Ведьмы у Бутусова - сексуально привлекательные девушки, то принимающие облик официанток из ночного клуба, или светских львиц, или нашумевших и позабытых Pussy Riot, то жутковато распевающие песенки и вовлекающих Макбета в хоровод под считалочку: «Каравай, каравай, кого хочешь выбирай».

Музыки в спектакле вообще в избытке, она оглушает, пугает, давит, вгоняет в транс,подмигивает радостью узнавания и вообще представляет собой типичный плей-лист современного меломана. Тут тебе и Coil, и The Beatles, и Майкл Джексон, и Led Zeppelin, и Виктор Цой (образца альбома «Это не любовь»), и Альбинони, и Нат Кинг Коул, и Клаудио Монтеверди, и Арво Пярт, и, наконец, Current 93. Танцуют все и постоянно, даже режиссер в определенный момент выходит на сцену, чтобы оторваться под Jam Майкла Джексона. Да что там режиссер: на показе,состоявшемся 9 июня, все левое крыло зрительного зала колбасилось, будто дело происходило не во время спектакля, а, на концерте в зале Event-Hall.

Помимо музыки - постоянный грохот, значительно превышающий норму по децибелам. Апофеозом езды по ушам и психике становится дождь из автомобильных покрышек, падающих прямо с неба и грозящих пришибить одного из актеров. Но все же музыка - единственное, что остается, когда все уходят со сцены и даже леди Макбет с визгом убегает. Остается только Майкл Джексон и пустота.

На пресс-конференции Юрий Бутусов отметил, что театр не рассказывает о ком-то из XVIII или XIX века, а говорит о том, что происходит с нами здесь и сейчас. Тут важно заметить, что происходящее здесь и сейчас сначала будто бы оказалось вытесненным в подсознание, чтобы потом вылиться в коллективном сновидении,свидетелями которого мы и стали. - Театр - мир воображения, мир сна, о чем и Шекспир говорит. Мир соткан из снов. Вообще самое главное - разрушить четвертую стенку, погрузить зрителя в действо,сделать его частью происходящего. Чтобы он потерял счет времени и перестал находиться по ту сторону сцены, забыл, что пришел в театр. Нужно, чтобы он соединился с нами. Тогда возникает со-бытие, событие сегодняшнего вечера. Спектакль должен выйти из зоны театрально-зрелищного предприятия или услуги для зрителя, который заплатил за товар.

«Макбет. Кино» получил 4 номинации на премию «Золотая Маска» в 2014 году: «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая женская роль» (Лаура Пицхелаури), «Лучшая роль второго плана» (Александр Новиков).

ИЗМЕНЕНИЕ В РЕПЕРТУАРЕ

Уважаемые зрители! Вместо назначенного на 29 марта спектакля «Беглец» состоится спектакль «Бродский. Изгнание», начало в 19:30. Приносим свои извинения за доставленные неудобства!

Подробнее

ПОЗДРАВЛЯЕМ!

Поздравляем Марианну Коробейникову - победителя петербургского этапа XIII Международного фестиваля моноспектаклей "Монокль" ("Следы материнских морей", режиссёр Екатерина Максимова). Удачи на международном этапе фестиваля!

ВЫСТАВКА «Исцеление реализмом»

19 февраля в фойе театра откроется третья выставка из серии «Исцеление реализмом». На выставке представлены живописные полотна белорусского художника Николая Владимировича Бущика. Работы из частного собрания Архимандрита Виталия (Радомысльского).

Подробнее

ПРЕМЬЕРА

15 февраля на Малой сцене - премьера спектакля "БУНИН. ОН, ОНА..." в постановке Евгении Богинской.

ЗАПОЛНЯЕМОСТЬ ЗАЛА - 75%

Уважаемые зрители! В связи с изменениями от 10.02.21 г. в постановлении Правительства Санкт-Петербурга №121 от 13.03.20 г. с 12 февраля 2021 г. заполняемость театральных залов увеличивается с 50 до 75%.

Подробнее

.

Новый канал: блогер Костя Кляйн на YouTube и официальный сайт Костя Кляйн.

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland Культура Питер ФМ Национальный проект Культура
Портал единой карты петербуржца Национальный проект Культура Наденьте маску
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр