Top.Mail.Ru

Люди и страсти Елены Маркиной

Елена Алексеева,- "С.-Петербургские ведомости" 19.10.2017

Вспоминать о возрасте вроде неприлично. Говорят, что молодость у женщины длится до тех пор, пока она не теряет интереса к нарядам. Наша героиня не теряет. Одевается ярко и нестандартно, обожает пестрые шелковые платья «в пол». Бывает, в такой «прикид» завернется, что юные актрисы только рты открывают. Однокурсники по-прежнему, несмотря на пролетевшие со студенческой поры годы, называют Елену Степановну не по имени-отчеству, а просто: Рыжая.

Ролями жизнь актрисы не исчерпывается. Тем более что сейчас ролей мало, амплуа же, по ее собственному определению, «взяла ведро - ушла со сцены». Однако пока Маркина дойдет до этого самого «ведра», пока наклонится, сопроводив жест соответствующим текстом (не всегда авторским), пока разогнет спину и двинется в сторону кулисы - публика уже подпадет под ее обаяние и разразится аплодисментами, каких не дождешься даже после длинного пафосного монолога. Не будем награждать актрису сомнительным титулом «королева эпизода»: дело не в объеме текста, а в индивидуальности, которая укрупняет детали, чувства и характеры.

Карьера начиналась как раз с крупных ролей. После окончания Театрального института на Моховой Маркину пригласили в Театр на Литейном сразу на положение ведущей актрисы. В начале 1960-х хитом репертуара была комедия «Девушка с веснушками». Эти веснушки достались хорошенькой и смешливой Леночке Маркиной. Три сезона юная героиня радовала город и область. Пока любовь не позвала за собой в другой театр: союз с Леонидом Дьячковым на двадцать лет сделал их партнерами и по сцене. Правда, чаще Дьячков играл в дуэте с Алисой Фрейндлих, но Маркина тоже не была обделена ролями в спектаклях, пребывавших в центре зрительских симпатий: «Таня», «Женский монастырь», «Мой бедный Марат», «Люди и страсти», «Двери хлопают», «Левша», «Человек со стороны»...

Из лирической героини она превращалась в характерную. Д. Золотницкий в рецензии на «Трехгрошовую оперу» заметил: «Е. С. Маркина - Полли не стремилась прельстить зрителей в роли дочери жулика и жены гангстера. Ясноглазая бессовестность, непререкаемая наглость торжествовали в натуре многообещающей бестии».

Брехт вообще оказался автором, близким и понятным артистке: одна из лучших ролей в ее творческой жизни сыграна в спектакле «Люди и страсти». Жену и Мужа из брехтовской новеллы «Страх и нищета Третьей империи» Елена Маркина и Ефим Каменецкий играли столь виртуозно и внятно, что эта работа - уже как концертный номер - сохранилась в багаже актеров даже после того, как спектакль исчез с афиши Театра Ленсовета. Тип белокурой фрау, верной принципу «кухен, кирхен, киндер», запомнился многим. «Постдраматический» театр Юрия Бутусова тоже оценил актрису старой школы: угодив в стихию абсурда и черного юмора, Маркина освоила ее с завидной легкостью.

Сегодня ее любимые авторы не связаны напрямую со сценой. Они заполняют паузы между ролями. Страстный книгочей, Маркина способна бесконечно сыпать цитатами из классиков - от Гоголя с Тургеневым до Томаса Манна с Маркесом, умудряется открывать новые имена, особенно привечая Переса-Реверте и Гранже. Этих авторов нет в афише театра. Зато есть Яна Пулинович, благодаря которой состоялся вчерашний бенефис. В этот вечер играли спектакль «Земля Эльзы», ставший в прошлом сезоне одной из самых удачных премьер - главным образом благодаря сильному актерскому составу. Сельские кумушки Елены Маркиной и Лидии Ледяйкиной - это два клоуна, рыжий и белый, Бим и Бом, почти Добчинский и Бобчинский. Асимметричность парочки пошла всем на пользу, спасла спектакль от бытовизма, качнула действие в сторону абсурда, напомнив о некогда гремевшем здесь «В ожидании Годо»...

Людей и страстей в жизни Елены Маркиной всегда предостаточно. Помимо театра есть подруги, разбросанные по всему свету. Есть футбол, и не дай бог позвонить, если идет матч любимой команды. Но главные люди и страсти - это, пожалуй, сын Степан (музыкант) и внук Филипп Дьячков (тоже, кстати, рыжий и очень талантливый актер - есть в кого). А театр - куда ж без него? - естественная среда обитания.