Top.Mail.Ru

«ЛЮБВИ ВСЕ ВОЗРАСТЫ ПОКОРНЫ»

Вера Николаева,- «Инфоскоп», 2017, № 234, март

7 и 8 марта на Малой сцене Театра имени Ленсовета состоится премьера спектакля по пьесе Ярославы Пулинович «Земля Эльзы».

 

Драматург Ярослава Пулинович:

«Несколько лет назад я была в деревне у бабушки и услышала эту историю - двое стариков полюбили друг друга, а дети их любовь высмеяли и не приняли, потому что "кака така любовь в 80 лет?" Меня эта история очень тронула, она не выходила у меня из головы и день ото дня обрастала все новыми подробностями. Именно тогда я подумала, что наше общество так устроено, что чувства детей и стариков им не воспринимаются всерьез. Для общества любовь 14-15-летнего и 80-летнего - одинаковая блажь, дурь, неправильность. И родилась идея написать про современных Ромео и Джульетту, но только «наоборот»: про стариков, которых накрыло большое чувство. Так и родилась эта пьеса»

Режиссёр Юрий Цуркану:

«С современной российской драматургией не так часто мне, как режиссёру, доводилось работать. Был опыт с пьесой Олега Богаева «Русская народная почта», совсем недавно – постановка пьесы Николая Коляды «Баба Шанель», в этой работе мы и познакомились творчески с актрисой Ларисой Владимировной Леоновой. И вот теперь пьеса «Земля Эльзы» Ярославы Пулинович, ученицы Коляды. Конечно, эта драматургия интересна прежде всего дыханием сегодняшнего дня. Авторы высказываются, обремененные болью, и это само по себе уже не эгоцентрическая позиция, а чувство, размышление, направленное на человека, на читателя, на зрителя. Это выход из сегодняшних многочисленных зон равнодушия, зон молчания. Сказать, что я хорошо был знаком с драматургией Пулинович, было бы неправдой, эту пьесу предложил для постановки театр, и я благодарен за знакомство с этим талантливым автором. Феномен драматургии Николая Коляды заключается в простой вещи: он, как художник, умеет видеть жизнь, вытаскивать из неё какие-то вещи, коллизии, которые понятны и близки всем нам. И Ярослава в этом смысле - продолжательница традиции учителя, она тоже умеет вытащить, предъявить болевую точку. Для меня своеобразие ее  драматургии в том, что она способна создавать некий надтекст, ее герои похожи на героев Андрея Платонова. Внутреннее благородство героев, умение не рефлексировать, не ныть, а жить эту жизнь. Да, жизнь порой чудовищна, несносна, полна противоречий, но герои живут, словно дерево, которое, встретив на пути камень, огибает его и продолжает расти, зеленеть, тянуться к солнцу. Вот эта платоновская приподнятость над бытовой составляющей жизни мне дорога у Пулинович в этой пьесе. Мы с художником спектакля Владимиром Фирером и сценографию разработали в этом ключе, через поэтическую метафору. Скворечники как символ новой жизни, ведь герой Василий Игнатьевич, которого играет Владимир Матвеев,  как скворец - залетел в эту сторонку весной и улетел осенью. Для меня дуэт двух героев, мужчины и женщины, продолжается на небесах. Это самое удивительное свойство человека – продолжать жизнь ТАМ. Для меня это – история состоявшейся, случившейся и незаконченной любви.

            Если говорить об окружении героев, о детях, внуках, соседях и прочих, то здесь дело даже не в их нетерпимости к, как им кажется, блажи стариков. Дело в том, что мы сегодня часто получаем удовольствие от несостоявшейся жизни другого. Когда у кого-то не получается, мы оправдываем этим свои беды и горести, говорим себе, что мы не хуже, не дурнее, не несчастливее. И как только мы улавливаем чьё-то счастье, сразу хочется его задушить, подавить, потому что мы рядом с этим счастьем стократно ощущаем свою ущербность. Это природа человеческая, особенно сегодня, в контексте всеобщего эгоцентризма, эгоизма, когда жизнь заставляет выживать, когда на счастье нет ни времени, ни сил, ни просто возможностей. И тот, кто умеет быть счастливым вопреки всему и несмотря ни на что, вызывает у нас отторжение. Наши главные герои, Эльза   и Василий, распахнуты миру, они прожили каждый огромную нелегкую жизнь, за ними такой багаж, такие вагоны, что им ничего не страшно. Они свободны – от предрассудков, от мнения других, при этом они обладают высочайшим человеческим достоинством, благородством. Это меня в героях привлекает больше всего. Они открыты, они слышат время, друг друга, они способны на нежность, на гармонию взаимоотношений. Этим, повторюсь, они и роднятся для меня с героями Платонова»  

 

Заслуженная артистка России Лариса Леонова:

«Конечно, есть в пьесе нестандартность, необычность ситуации, когда в 72 и 76 люди обретают друг друга. Более чем странную, словно как не свою жизнь прожила моя Эльза, и впервые в 76 лет она произносит слова «свидание», «поцелуй», «люблю» - не к детям, внукам, а к мужчине. Впервые в жизни. Это дорогого стоит. Она прошла через такие страдания, будучи по природе своей гордой, независимой личностью. Об нее вытирали ноги, как об половую тряпку, её били, гнет унижений был чудовищный, но она сохранила внутреннюю чистоту. И когда пришел момент, у неё словно какие-то клапаны, шлюзы внутри распахнулись, - и все, что было дано природой, но не востребовано судьбой, забурлило, заклокотало, вылилось на встреченного совершенно случайно человека. В этой женщине произошло извержение вулкана. Лава любви, лава свободы, лава желания успеть быть счастливой захлестнула ее. И я воспринимаю наших с Володей Матвеевым героев нормальными, тонкими, изящными, полными жизни и желаний людьми. Они хотят успеть пожить в любви, во взаимопонимании, светло и радостно.  Володя Матвеев в роли Василия Игнатьевича бывает резкий, такой мужик-мужик. И вдруг - такая нежность, иногда так слово тебе скажет, что горло перехватывает. У меня есть ощущение – надеюсь, что у Володи тоже, - что мы понимаем друг друга. Режиссёр нас друг к другу мягонько, мягонько ведет. Что в результате получится, это не нам судить. Приходите, мы работаем честно»

P.S. В спектакле также заняты народная артистка России Елена Маркина, заслуженные артисты России Ирина Балай, Лидия Ледяйкина, Светлана Письмиченко, Александр Солоненко, артисты Маргарита Алёшина, Дарья Циберкина, Алёна Баркова.

Материал подготовила Вера Николаева