Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

ЛЮБОВНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ

Елена Герусова,- «Коммерсантъ», 2011, 2 декабря

Петербургский Театр имени Ленсовета показал премьеру спектакля молодого режиссера Марии Романовой «Казимир и Каролина». Написанную австрийцем Эденом фон Хорватом аж в 1932 году, но на русской сцене поставленную впервые пьесу смотрела ЕЛЕНА ГЕРУСОВА.


Эдена фон Хорвата в России не ставили никогда. В 2010 году имя Хорвата, одного из самых значимых немецкоязычных драматургов двадцатого века, ввел в наш театральный обиход Чеховский фестиваль, включивший в свою программу «Каролину и Казимира» из Городского театра Парижа. Хорват прожил в этом городе всю свою не такую уж долгую, 37-летнюю жизнь и умер на Елисейских полях от удара веткой каштана, сорванной порывом грозового ветра.
C изложения этого факта и начинает свой спектакль Мария Романова. Публике о смерти драматурга рассказывает лицо от театра, в программке обозначенное как «Человек во фраке» (Олег Андреев), - своего рода конферансье фарсового кабаре, в жанре которого поставлено первое действие «Казимира и Каролины». Он же то и дело многозначительно бросает в публику фразу из Послания к коринфянам апостола Павла: «Любовь никогда не перестает...», избранную фон Хорватом эпиграфом к своей пьесе и ставшую рефреном ленсоветовского спектакля.
Основной темой спектакля оказывается, однако, кризис любви. О ее недостатке в жесткой, почти рэперской манере поет в спектакле живой, выстроенный в агрессивную фронтальную мизансцену ансамбль молодых музыкантов и занятых в спектакле студентов Театральной академии. Тексты в их зонгах использованы самые разные, вплоть до Пастернака. Но чаще других звучат строки: «Прости, любовь, что тебя так мало в этом мире».
Собственно история фон Хорвата и начинается с краха любовной истории: в разгар экономического кризиса 1932 года Казимир теряет работу и Каролину, ищущую благополучной жизни. Действие пьесы при этом происходит в Баварии, во время Октоберфеста. И авторским рефреном в этой пьесе служат вовсе не апостольские слова о том, что любовь всегда есть, а постоянные упоминания о реющем цеппелине. Социально-политическое содержание «Казимира и Каролины», тем более в исторической ретроспективе, более чем тревожно.
Мария Романова в своем спектакле не избегает легких политических аллюзий, и даже рядом со старомодным австро-венгерским часовым выводит на сцену фигуру нацистского солдата, но драматическое содержание спектакля составляют совсем другие мотивы. На первый план в спектакле выходит подчеркнутая в массовых сценах тема неразвитости чувств влюбленных Казимира (Олег Федоров) и Каролины (Марианна Мокшина-Бычковская), показанная в гротескных, даже гиньольных сценах, равно далеких от сентиментальности, любовной романтики и от какого-либо психологического драматизма.
Довольно неожиданно в спектакле звучит история закройщика Шюрцингера - история одиночества и жажды любви, хоть какой-то человеческой близости. Александр Новиков играет его маленьким человеком, обреченным на вселенскую тоску на фоне всеобщего эмоционального прагматизма. И это, без преувеличения, самая сильная драматическая роль в спектакле. Однако реалии пьесы не дают возможности развить эту тему, а дальнейший ход сюжета и вовсе отрицает такую трактовку.
Задержавшийся на восемь десятков лет дебют австрийского драматурга на нашей сцене обернулся визуально ярким и изобретательным спектаклем об эмоциональном инфантилизме и парочке влюбленных, которые просто не умели друг с другом нормально поговорить. Народный балаган Октоберфеста здесь оборачивается балаганчиком чувств.
Елена Герусова

Изменения в репертуаре

Уважаемые зрители! 19 октября вместо спектакля "Гамлет" пойдет спектакль "Сон об осени", 21 октября вместо спектакля "Все мы прекрасные люди" пойдет спектакль "Ревизор". Приносим свои извинения!

Замена спектакля

Уважаемые зрители! 16 октября вместо спектакля "Город.Женитьба.Гоголь." пойдет спектакль "Ревизор". Приносим свои извинения!

Гастроли в Казани

9 и 10 октября спектакль Юрия Бутусова «Город. Женитьба. Гоголь.» открыл Качаловский театральный фестиваль в Казани на сцене Русского большого драматического театра им. Качалова.

Всероссийское исследование театральной аудитории

Приглашаем Вас принять участие во Всероссийском исследовании театральной аудитории, которое проводит Российский институт театрального искусства – ГИТИС.

Подробнее

БИЕННАЛЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

6 ноября на нашей сцене будет показан спектакль выдающегося российского режиссёра Камы Гинкаса "Вариации тайны" (МТЮЗ) в рамках фестиваля "Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры" - 2018.

Подробнее

Документы

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр