Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Любовь и смерть в Театре им. Ленсовета

Алиса Балабекян,- Около, 9 декабря 2017

Молодой режиссер Айдар Заббаров поставил спектакль «Беглец» по повести Льва Толстого «Казаки» на Малой сцене Театра им. Ленсовета. На ближайшие месяцы в афише не найти его очередного показа, но, может статься, ждать его все-таки следует.+

Сама история, которую воплощает на сцене Заббаров, проста: юный 24-летний московский барин, добродушный кутила, ищущий себя, отправляется на Кавказ. Там попадает в станицу, знакомится с казацким бытом, радостно сознает себя частичкой мироздания. Затем влюбляется в прекрасную Марьянку, уже сосватанную за местного «первого парня», предлагает девушке выйти замуж…

Речь здесь, конечно, в первую очередь идет о тотальной несовместимости мира восторженного неофита Оленина и внедогматической казацкой жизни. Этот мотив протянут режиссером через весь спектакль, начиная с первой сцены: на полуфразе обрывается песня стройного хора о кукушечке, звучит выстрел – расступается тьма зала, и его заполняет победный клич казака Луки — Ивана Батарева. Он убил врага-чеченца. Тут фиксируется разрыв, происходящий еще до входа самого московского юнкера Оленина в полотно спектакля, – с точки зрения казаков убийство врага — это несомненное благо и гордость, для Оленина — чистое зло. Именно поэтому позже режиссер заставляет Оленина трижды спрашивать старого казака Ерошку, убивал ли он людей. Это его нравственная мера.

Горы, степь, река Терек и ногайские кони – такой предстает кавказская станица в повести Льва Толстого. Классический сюжет для писателя-интеллигента 19 века – поиск природной, естественной красоты в экзотическом месте, на юге, среди вольного народа. У Пушкина это цыганский табор, у Лермонтова -грузинское приречье, у Толстого вот – казаки. Но, кажется, не об этом задумал поставить свой спектакль Айдар Заббаров.

Вернее сказать, это оказывается не столь важной его частью – созданный «по мотивам повести Толстого», спектакль следует сюжету вполне линейно, но приоритеты для себя режиссер расставляет иные, нежели классик. Максимально условная сценография – простой деревянный помост по диагонали Малой сцены, рассекающий зрительный зал – никак не символизирует для нас степь, его можно считывать просто как вырезанный кусок некой длинной дороги, начала и конца которой мы никогда не увидим. Персонажи выбегают на середину, носятся со всей скоростью вдоль, медленно вползают с обеих сторон – а важен здесь оказывается тот нескончаемый топот, стук каблуков о деревянный настил, который заполняет всё пространство зала. Так звучит молодость в спектакле Заббарова: громко, стихийно, норовя оглушить и затоптать тех, кто не успел подстроиться под ее ритм.

Мир «Беглеца» предельно полярный, причем в три стороны: мужское-женское в казачьей станице, и отдельно – сфера «лирического героя» юнкера Оленина–Александра Крымова. Его особость подчеркивается даже ярко-рыжим цветом волос, не говоря уже о склонности к восторженным речам и почти дневниковым рассуждениям о равноценности человеческой и комариной жизни, о лицемерии столичных балов и сладком забытьи в любви к казачке. А между тем, именно через эти речи Оленина-Крымова режиссер доносит до зрителя главные темы самого спектакля: жизнь, любовь и грех.

Нет, назвать спектакль Заббарова чересчур нарративным нельзя, хоть режиссер и пытается порой выдать зрителю монологи вместо действия – как в случае со стариком Ерошкой, героем Александра Сулимова, который возникает посреди страстей молодости, учит Оленина жизни и вспоминает свою казачью юность. Почему Ерошка тоскливо провожает Оленина в финале и говорит, что полюбил его, из спектакля остается неясным.

Зато любовь молодых – горячая, чувственная – кажется убедительной. Девушки, мнущие голыми ногами виноград, мужчины, сильные физически настолько, что готовы в любой момент поймать ускользающую красавицу, пуститься в пляс или пожонглировать топорами… Приметы казачьей жизни так тонко вплетены в условную схему спектакля, что не давят своим мнимым колоритом.

Изначальный оппозиционный диалектизм Оленин — Лука в конце первого акта неожиданно меняет градус на противоположный – этому способствует один-единственный вопрос Оленина: «Не страшно тебе, что человека убил?». И, вдруг осознавший суть своего деяния, Лукашка садится с барином на скамью, чтобы побрататься – то есть буквально осушить на глазах у изумленной публики добрые полдюжины самых обыкновенных офисных кулеров, надо думать, с вишневым соком (но предполагается, конечно, что с вином). После антракта зрители застают героев в том же положении, только изрядно уставшими и захмелевшими, отчего второе действие поначалу имеет почти цирковой настрой, а Лука – Батарев демонстрирует свое поразительное умение разрубать шашкой пополам огурцы на лету.

Вообще герой Батарева проживает в спектакле несколько крайних эмоциональных состояний, большей частью (той, которая не про любовь) связанных со случившимся в начале – то есть с убийством и его последствиями в душевном плане. Его эмоциональная диаграмма за спектакль строится по схеме «эйфория – осознание – бахвальство – страх – сопереживание».

Оленин же оказывается довольно ведомым персонажем – но это вовсе не упрек актеру Александру Крымову, а скорее наоборот. Его герой отчаянно хочет слиться с этой новой для него формой жизни, в которой видит счастье, и Крымов играет именно вот эту детскую, с широко раскрытыми глазами, тягу к дородной красоте казачьего края. И в финале Оленин – Крымов возвращается в состояние «беглеца», он не взрослеет, а вновь отправляется в путь.

Текст: Алиса Балабекян

Фотографии Юлии Смелкиной

Изменения в репертуаре

Уважаемые зрители! 19 октября вместо спектакля "Гамлет" пойдет спектакль "Сон об осени", 21 октября вместо спектакля "Все мы прекрасные люди" пойдет спектакль "Ревизор". Приносим свои извинения!

Замена спектакля

Уважаемые зрители! 16 октября вместо спектакля "Город.Женитьба.Гоголь." пойдет спектакль "Ревизор". Приносим свои извинения!

Гастроли в Казани

9 и 10 октября спектакль Юрия Бутусова «Город. Женитьба. Гоголь.» открыл Качаловский театральный фестиваль в Казани на сцене Русского большого драматического театра им. Качалова.

Всероссийское исследование театральной аудитории

Приглашаем Вас принять участие во Всероссийском исследовании театральной аудитории, которое проводит Российский институт театрального искусства – ГИТИС.

Подробнее

БИЕННАЛЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

6 ноября на нашей сцене будет показан спектакль выдающегося российского режиссёра Камы Гинкаса "Вариации тайны" (МТЮЗ) в рамках фестиваля "Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры" - 2018.

Подробнее

Документы

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр