Top.Mail.Ru

Любите ли Вы Хармса?

Махортова Марина,-«Невский театрал». 2015, № 4 (17), апрель

 «Невский театрал» уже публиковал рецензию на спектакль «Хармс», поставленный Сергеем Филатовым в Театре им.Ленсовета (см.№ 3 (16), март 2015). В этом номере мы предлагаем вам ознакомиться с мнением об этой постановке внучатой племянницы Даниила Хармса Марины Кирилловны Махортовой.

 

             Любители Вы Хармса? - хочу я спросить. И сразу в памяти возникает название романа Франсуазы Саган «Любите ли вы Брамса?» Забавно. О Брамсе я и не думала говорить. Или вспоминаются слова знаменитого монолога «Любите ли вы театр?» О! Это уже ближе. О театре-то и пойдет речь. И о Хармсе, конечно.

 

              А впрочем, если Вы даже и не любите ни театр, ни Хармса, все же стоит просмотреть новый спектакль театра им. Ленсовета, который так и называется – «Хармс» О чем же он? О жизни и творчестве писателя- абсурдиста Даниила Хармса? Нет. Это инсценировка произведений писателя? И да, и нет. Потому что главное в спектакле, как мне кажется, это желание передать особое  мироощущение Хармса. Хармса молодого, амбициозного, любящего эпатаж и розыгрыш, мастера  мистификаций и того, что он называл «чушью»

 

             Такие же молодые,  как Хармс , и по-хорошему нахальные, артисты театра :  Никита Волков, Дмитрий Караневский, Римма Саркисян, Александр Крымов, Галина Кочеткова, Вероника Фаворская, Анна Жмаева, Кирилл Фролов, Лидия Шевченко, Максим Ханжов, София Никифорова и  режиссер Сергей Филатов  создали неожиданный спектакль. Это не трагедия и не комедия, не мелодрама, не водевиль. Этот спектакль похож на фейерверк, на те фокусы, которые так ловко умел показывать Даниил Иванович. Артисты с огромным удовольствием создают на сцене разноцветную  мозаику из  различных жизненных эпизодов, веселых, грустных, нелепых, а порой и  трагикомических.

 

              Герои  историй, которые разыгрывают артисты, очень разные, но хорошо узнаваемы. Они всегда были,  есть и будут. Все дело во взгляде на них. И вот этот особый хармсовский взгляд на  жизнь, я считаю, создателям спектакля передать удалось. Дело не в том, что герои Хармса безумны и мир вокруг них полон абсурда. Вовсе нет. Мир таков, каков он был и тысячи лет назад, а человеческая природа мало изменилась. Нужно просто уметь увидеть в обыденном необыкновенное и смешное.  Это то, что у Хармса как  раз хорошо получалось.

 

              А вот теперь  самое интересное. Насколько спектакль «Хармс» соответствует зрительским ожиданиям, их представлениям о Хармсе? Если Вы видите Хармса одиноким безумцем, живущим в  «сумеречном мире» холодного северного города, этот спектакль покажется вам балаганом. Он оскорбит Вашу тягу к «зауми», ибо здесь на сцене царит скорее народная смеховая культура, которая тяготеет к нелепицам и перевертышам.  Вы попробуйте взглянуть на человеческое лицо, даже привлекательное, вверх ногами. Оно покажется Вам лицом монстра, ведь границы нормы весьма расплывчаты. Все зависит от того, что мы привыкли считать нормой. Очень ярко это продемонстрировал нам Никита Волков в роли Тетерника. Одно из его воплощений в спектакле  прямо отсылает нас к лубку, к картинкам, на которых изображали удальцов, тех, что красовались на вывесках трактиров, в рекламе средств для ращения усов, на коробках папирос. Этакий румяный Петруша-половой, с ровным пробором и выражением лица «чего изволите?»  А как ловко сидит на нем его костюм! Даже отсутствие рук (они завязаны  в рукава на манер конфетных фантиков ) не портит его молодцеватого вида. А как пляшет! Во всем удальство  и лихость! Однако, глядя на этого кукольного красавца, невольно задаешься вопросом - как он может быть так безмятежен, так туповато радостен? Рук-то нет! Вот ужас-то! Нет рук! А герой всем доволен?! Мы должны рыдать от сострадания, а вот и нет, мы смеемся... И в этом Хармс!

 

              Или же одна из героинь Лидии Шевченко - полуживая старуха. От этой ветхой дамочки просто глаз не отвести. Все возможные внешние средства произвести впечатление на зрителя были задействованы. Выбеленные волосы, обилие украшений, походка с приволакиванием ног, которые и ровно-то стоять не могут, скрипучий голос и безумный взгляд - героиня Лидии как будто только выбралась из склепа. О том, что она жива, поначалу говорит только папироска в ее зубах. Но,. судя по развитию сюжета, жизнь не просто теплится в ее высохшем тельце, а вдруг очень живенько начинает бить фонтаном. Это тоже неожиданно и смешно. Вот Вам и  Хармс с его старухами.

 

             Запоминается  Лев Маркович Богадельнев ( одно имячко чего стоит!) в исполнении Максима Ханжова. Вначале перед нами извозчик, косая сажень в плечах, в красных сапогах и  мохнатом тулупе. Тулуп верно выбран не только как характерная деталь образа, он создает иллюзию могучего тела под ним. Все приметы  простого мужика - низкий голос, уверенный и широкий шаг, грубоватые манеры -  вдруг неожиданно трансформируются  в образе страстного красавца, испанского мачо с розой в зубах. Артист так пластичен и точен в деталях, что веришь, будто такие метаморфозы возможны.

 

                     Поразительно органичен  Кирилл Флоров, за которым можно наблюдать бесконечно. Интересно все: как он сидит, ходит, молчит, говорит, смотрит. В каждом своем проявлении актер - рассказчик. Он рассказывает нам историю своего персонажа, умея очень экономными средствами вызвать  у зрителя самые разнообразные чувства - любовь, удивление, насмешку, жалость.

 

                     Конечно, хотелось бы отметить работу каждого артиста, ибо вклад каждого важен в создании спектакля. Все они, несомненно, талантливы и самобытны. Спектакль «Хармс» создан  командой единомышленников, которые руководствовались общей идеей, общим видением Хармса и его героев.

 

                       Гротеск хармсовской реальности на сцене оборачивается гротеском в гриме, костюмах, жестах и мимике артистов. Им удалось создать очень яркие, запоминающиеся характеры. Для характеристики героя артистам порой достаточно  было одного жеста, движения, одной реплики. И мы сразу узнавали старого знакомого. Ну как же, такой или почти такой же персонаж живет рядом, по-соседству, встречается в магазине, на работе. Поэтому, хоть и старались артисты дать некую привязку к тридцатым годам прошлого столетия, истории, рассказанные ими, - вне времени. Они и про нас тоже. Если, конечно, у нас хватит смелости посмотреть на себя глазами Даниила Хармса.

 

             А закончить мне хотелось бы словами самого поэта: «Нужно ли человеку что-либо помимо жизни и искусства? Нет, я думаю, больше не нужно ничего. Сюда входит все настоящее». Режиссер Сергей Филатов и его артисты постарались соединить искусство и жизнь, и сделали это весело и талантливо.

 

 

 

Автор: Махортова Марина Кирилловна