Когда настолько плохо, что не только слова, а даже истошный вопль кажется пустым звуком, спасти может только музыка – тяжелая, мощная, взрывная. Денис Хуснияров, взяв этот факт на вооружение, рассказал историю о людях, чьи чувства выражены мистическими композициями рок-группы 60-х «The Doors». На стыке музыки и трагедии человеческих отношений родился спектакль «The Demons».
Как же прав был Толстой, отмечая: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»! В каждой семье свои, не похожие ни на кого скелеты в шкафу, но все же и в несчастье у них есть нечто общее – каждая семейная пара рано или поздно достигает в своих отношениях предела – некой точки кипения, когда все может рухнуть в один миг или зародиться вновь. И никогда не угадаешь, станет ли эта точка точкой отсчета нового этапа жизни или же финальной. Об этом пике семейной жизни, о кризисе отношений рассуждает шведский драматург Ларс Нурен в своей пьесе, а вместе с ним и режиссер Денис Хуснияров.
Весь сюжет закручен вокруг двух супружеских пар, живущих по соседству. И если одна изначально еще кажется счастливой (двое детей, совместные походы по магазинам, любезная жена, муж, помогающий жене гулять с ребенком), то вторая пара разрушена уже настолько, что этот развал не скроешь от посторонних глаз. Детей у них нет. Нет, по-видимому, и любви. У каждого за спиной жизнь, полная несбывшихся мечтаний и разбитых надежд, а на устах – нескончаемые претензии и друг к другу. Привязанность давно перешла в ненависть, и Катарина (Анна Алексахина) и Франк (Олег Федоров) больше напоминают не мужа и жену, а тех самых демонов, вынесенных в название пьесы и спектакля. Одетые в черное, с отсутствующим взглядом, они, точно вампиры, терзают друг друга, высасывая энергию, чувства и человечность вообще.
Их дом (на сцене он представлен условно: гигантский душ в центре, ванна за шторкой в глубине сцены, коробки с обувью и бутылки с виски) – разруха, уставленная несчетным количеством ведер с тюльпанами. И какими бы яркими ни были цветы, они говорят скорее о похоронах, нежели о празднике. И дело не в умершей матери главного героя, а в трауре по настоящей светлой любви.
Не далеко от них ушли Йенна (Юстина Вонщик) и Томас (Олег Андреев). Их разлады еще прикрыты детьми, терпеливостью и наивностью Йенны и смиренностью Томаса. Но стоило им прийти в гости к до основания разваленной семье своих соседей, как трещины их семьи начали увеличиваться с каждой секундой. И Томас уже отчаянно отправляет жену домой, не желая ее видеть. Эта семья еще только начала свой нелегкий путь к точке разлома. И Катарина и Франк пугают их, точно предсказывая их будущее.
Внешне герои спокойны — Катарина и Франк лишь перекидываются размеренными, отталкивающими свой холодностью фразами, да и вовсе сидят в противоположных краях сцены, изредка запуская друг в друга туфлями. Но внутри каждого из них не буря, а настоящее цунами из ненависти, ушедшей любви, желания и отчаяния одновременно. И это цунами не утихает, ни когда они разговаривают, ни когда молчат, ни когда пьют.
Внутренний мир героев настолько силён, что в спектакле он представлен куда ярче и колоритнее внешнего. Сергей Перегудов в роли Джима Моррисона и трое музыкантов, дополняющих состав рок-группы «The doors», — то самое олицетворение внутреннего цунами героев. Оглушительная психоделическая музыка и надрывный голос Перегудова, исполняющего песню за песней, переплетаются с драматическими сценами спектакля, то разделяя, то сопровождая их. Музыка — это мысли, голос — эмоции, которые переполняют, но на которые уже не сил. И Перегудов еле стоит на ногах, падая, ползая, корчась по сцене, но не выпускает микрофон и продолжает петь. Пить, впрочем, он тоже продолжает – десятки бутылок виски постепенно пустеют, проходя через руки рокера.
Эти две линии (концертные номера и драматические сцены) крепко сцеплены между собой, вступая в противоречия: внешниесдержанность и холодность двух супружеских пар и буквально вырывающееся наружу от переизбытка эмоций сердце Морисона-Перегудова. Тот случай, когда выбор артиста на роль — стопроцентное попадание. Перегудов, точно натянутый нерв, играет на пределе, и с последней песней его обессиленное тело сползает по ступенькам со сцены в зрительный зал. Он сам, его голос, а вместе с этим и внутренние силы героев – закончились.
Череда скандалов, попытки изменить, желание уйти, бесконечное самокопание – все, через что прошли герои, отнимает у них последние силы. И внутри каждого вместо бури страстей остается пустота. Истерики и страсти захоронены и заставлены цветами, выставленными под конец спектакля на авансцену. А вот чем заполнится внутренняя пустота – этот вопрос так и остается висеть в воздухе. Ведь хоть точка кризиса и одна на всех, а справляется каждая семья со своим несчастьем по-своему.
Текст: Яна Чичина
Фото: Юлия Смелкина