Top.Mail.Ru

Ловкость рук и сплошное мошенничество

Евгения Барабанова,- «Инфоскоп», 2021, № 278, октябрь

Театр им. Ленсовета представил публике долгожданную новинку репертуара - авантюрную комедию положений «Синьор из высшего общества» по пьесе Джулио Скарниччи и Ренцо Тарабузи в постановке Дамира Салимзянова.

Спектакль обещает зрителю быть гомерически смешным и трагически грустным, как и подобает настоящей итальянской комедии. Умный и энергичный Папагатто промышляет мелкими аферами: выдает себя за гостя на различных торжествах, где ворует со стола еду и напитки, а потом перепродает их торговцам. Однажды его осеняет гениальная мысль - учредить комитет помощи бедствующим семьям, а точнее только одной семье. Его собственной. Пьеса Скарниччи и Тарабузи - зеркало повседневности. Это вчера, сегодня, завтра, это человеческая безысходность от того, что государство не забоится о человеке. И в результате спасение утопающих оказывается делом самих утопающих. Но ситуация выходит из-под контроля.

Динамичная, занимательная история обаятельного авантюриста с первых минут просто обязана захватить внимание зрителя и окунуть в горячую атмосферу большой итальянской семьи: синьор Леонидо, его жена Катарина, двое их детей Марко и Лючия, сестра Леонидо Матильда и сосед семейства Антонио. Но вместо этого ты попадаешь в самую обычную российскую коммуналку, где об Италии даже не мечтают, хотя периодически зачем-то начинают петь на итальянском.

Леонидо Папагатто (Семен Стругачев) – обаятельный мужчина, настоящий джентльмен с утонченным вкусом и прекрасными манерами… Ну кто поверит, что он – авантюрист? Хотя я бы не назвала его ни аферистом, ни мошенником. Синьор Леонидо скорее менталист (1), очень умело использующий свой дар, но в погоне за наживой забывший об истинной цели своих деяний. Семья и друзья стали для него марионетками, собственный дом – декорацией для очередного спектакля. Так и получается, что все герои связаны между собой. И все в этом механизме четко и слаженно работает под чутким руководством «директора театра» Леонидо Папагатто.

Горячая неаполитанка Катарина в исполнении Кристины Кузьминой получилась неунывающей очаровательной оторвой, острой на язык, с необузданным темпераментом. Она живет громко, в зажигательном ритме, без пауз. Пожалуй, во всей этой честной компании только она и является настоящей итальянкой.

Единственный человек, зарабатывающий честным трудом в этой безумной семейке, – добродушная, давно смирившаяся с проделками брата сестра Леонидо Матильда (Галина Журавлева). Еще пара колоритных персонажей: пройдоха сосед Антонио (Всеволод Цурило) и жуликоватый друг семейства Пупо (Александр Сулимов).

Режиссер спектакля не раз заявлял о том, что хочет «…сделать из этой комедии положений настоящую рождественскую сказку для взрослых», о которой 3 часа напоминает мешающий восприятию элемент - тапер в алом костюме Санты, он же композитор спектакля Евгений Стецюк, - и рождественские украшения. Зачем нужна зрителю эта ночь перед Рождеством на псевдо-итальянский лад, я так и не поняла. Видимо, Дамир Халимович считает, что для осознания чего-либо важного в жизни мужчине непременно необходимо чудо.

Может, в это радостное рождественское утро к Леонидо и пришло осознание своих ошибок и вернулось понимание истинной цели своих проделок. Но завтра сказка закончится, волшебство иссякнет, наступит новый день, и синьор Папагатто вновь начнет свою погоню за золотой химерой, отрешившись от всего на свете.

 

Евгения Барабанова

 

1 Менталист – человек использующий остроту ума, гипноз и силу внушения. Мастер управлять мыслями и поведением.