Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Лидия ЛЕДЯЙКИНА

Вера Николаева, -«Театральный Петербург», 2008, № 1-2, 1 - 31 января

Актриса Лидия Константиновна Ледяйкина работает в Театре имени Ленсовета двенадцатый сезон. До этого была судьбоносная встреча с режиссёром Владиславом Борисовичем Пази в театре города Владимира, совместная работа в Мурманске, Бишкеке, Театре им. В.Ф.Комиссаржевской. Полтора года назад любимого мужа и режиссёра не стало, он не успел порадоваться присвоению артистке почётного звания «Заслуженная». Лидия Ледяйкина по-прежнему ярко работает в спектаклях «Приглашение в замок», «Поживём - увидим!», «Гедда Габлер». Только что театр выпустил премьеру «Night and day» по пьесе Биляны Срблянович, где актриса с изяществом профессионализма вышла на сцену 76-летней госпожой Петрович. 
- Когда начался Ваш путь на сцену? Школа? Детский сад?
- По свидетельству мамы, началось всё с «дуэта» с хором имени Пятницкого. Барнаул, конец сороковых годов, мне - три года. По радио - концерт хора, и, сколько шёл концерт, столько я плясала и пела. Потом упала и уснула. А наутро мама меня обнаружила перед зеркалом, в своих туфлях на каблуках, пуховом платке и красящей губы. На вопрос, куда это я собралась, последовал ответ - «на лаботу». «А кем ты работаешь?» - спросила мама. И получила ответ: «Алтисткой». Так я и росла «алтисткой». А в девятом классе пришла в Барнаульский драмтеатр к главному режиссёру и сказала: «Я играть хочу». Видимо, это было так убедительно, что меня взяли в театр, я училась в школе и играла в массовках. За мной, как за всеми артистами, приезжал автобус, чтобы отвезти в театр. Тогда считалось неприличным, если артист в общественном транспорте едет на работу. После школы поехала в Москву, но в первый год не поступила, потому что совершила ошибку - пошла в Школу-студию МХАТ, а это оказался совсем не мой «формат». В те годы каждая театральная школа имела свой стиль, определённые требования к внешним данным, - и вокруг меня были статные, высокие, с крупными яркими чертами лица, с низким грудным голосом девушки. Я была, как воробей, среди них. И завернули меня сразу на первом туре. Поехала в Новосибирское театральное училище, поступила, но там не оказалось общежития, а мне - 17 лет, и мама меня забрала домой. А на следующий год я уже спокойно поступила в ГИТИС.
- Вы согласны, что артиста делают роли?
- Да, конечно.
- Недавно Нонну Мордюкову спросили, не хотела бы она какие-то свои роли улучшить, переиграть, изменить. Она ответила: «Я со всеми своими ролями справилась». А Вы бы что ответили?
- Играла я много, особенно по молодости. Были такие роли, которые мне и не надо было бы играть. Не дотянула. Например, Лидию Павловну в «Варварах». Но есть персонажи, в которых и сейчас я бы не изменила ни микрона. Это - Домна Пантелеевна в «Талантах и поклонниках» Островского, Макарская в «Старшем сыне» Вампилова, Сугробина в «Упыре» Толстого. Если бы эти роли мне дали сегодня, то я их сделала бы точно так же, потому что они были прожиты точно и правильно. Ни убавить, ни прибавить. 
- Вы умеете видеть себя со стороны, можете оценить в себе - что хорошо, а что плохо?
- Да. Я объективна к своим творениям. Меня ни перехвалить, ни недохвалить нельзя, я про себя всё понимаю. Это редко бывает, но я считаю, что актёр должен трезво смотреть на свою работу. Я так много видела влюблённых в себя актёров, которые теряли профессию из-за необъективного отношения к себе, любимому. 
- На репетициях Вам интереснее предлагать самой, или Вы любите, чтобы режиссёр совершенно определённо строил характер Вашей героини?
- Трудно ответить, потому что последние двадцать лет я работала только с одним режиссёром - Владиславом Борисовичем Пази. И ему я всегда доверяла на сто процентов. Режиссура - авторское искусство, и я должна делать то, что ему нужно для рисунка данного спектакля. И с Пази в работе мы уже понимали друг друга без слов, часто я даже «выплывала», сама строя рисунок роли, потому что понимала чётко, какой спектакль строит режиссёр. Так было с моей госпожой Демерморт в спектакле «Приглашение в замок», когда до работы со мной у Пази просто руки не дошли. Столько было других забот. 
- Только что вышла премьера спектакля «Night and day», где Вы встретились с другим режиссёром - Владимиром Петровым. Как работалось? 
- Я очень нервничала, смогу ли его, как художника, услышать, понять его репетиционный язык. Поначалу у нас вроде бы получилось, а потом, когда появился экстравагантный костюм, всё у меня стало рассыпаться. Я не сразу смогла соединить свой клоунский внешний вид молодящейся дамочки «из бывших балерин», как я это себе определила, с требованием режиссёра быть жёсткой, многое делать остро, с вызовом, на голосе. Ему не нужна была добрая мама, обиженная дочерью. Ему нужна была мама, «доставшая» дочь. На парадоксе с фривольным внешним видом - стальной характер, бесцеремонно давящий дочь. И в результате, по-моему, возник очень острый дуэт наш с Ларисой Луппиан, когда понятно, что мама с дочкой обе хороши, друг друга стоят. 
- С кем бы я ни обсуждала спектакль, - все отмечают, что ваш дуэт до боли знаком, вплоть до ситуаций и интонаций. Все увидели родное в ваших семейных перебранках. 
- Значит, получилось. Хотя у меня с мамой были совершенно другие отношения. Мы были близкие подружки. И когда я на репетициях говорила, что так, как в пьесе написано, слишком дико, мне Владимир Сергеевич и Лариса в один голос доказывали, что так живут подавляющее большинство людей. Практически все. Тогда я опять-таки поняла, что, видимо, была очень счастливым человеком, потому что и с родителями, и с мужем у меня были всю жизнь человеческие, спокойные, добрые отношения. 
- Насколько я знаю, Вы - много читающая актриса. Каких авторов Вы бы хотели сыграть, - не пьесы конкретные, а именно какой авторский мир Вами мог бы быть ещё освоен? По кому актёрская природа скучает? 
- Хорошей русской классики уж точно мало играла. Я люблю авторов, у которых «не в один этаж» герои построены. Уильямса с удовольствием поиграла бы ещё, Олби. Маркеса бы сыграла, к нему была близка моя Бабка в «Лице» Бергмана - любимая «ленсоветовская» роль, кстати говоря. Было, про что молчать на сцене. Очень люблю свою героиню в «Гедде Габлер» Ибсена. Уайльда никогда не играла, жаль.
- Присвоение почётного звания для Вас - серьёзное событие?
- Никогда не считала, что наличие или отсутствие звания что-то всерьёз определяет. Вообще говоря, лучше быть недооцененной, чем переоцененной. Здоровее будешь. На голову, в первую очередь. Сколько случаев, когда получение звания вышибает мозги актёрские... Потеря реальности - страшная вещь. Скажу прямо: не считаю, что сегодня я этого звания стою. Вот если бы я его получила лет двадцать пять назад, то это было бы заслуженно. Будем считать, что это - награда за всю актёрскую судьбу.

Беседу вела Вера Николаева

ИЗМЕНЕНИЕ В РЕПЕРТУАРЕ

Уважаемые зрители! 23 сентября вместо спектакля «Фальшивая нота» состоится спектакль «Все мы прекрасные люди». 26 сентября состоится спектакль «Три сестры» вместо объявленного ранее спектакля "Город. Женитьба. Гоголь.». Приносим свои извинения!

Подробнее

ОН. ОНА...

Театр имени Ленсовета задумал литературно-драматический видеопроект “Он. Она…» по рассказам И.А.Бунина и А.И.Куприна. На Малой сцене театра снимаются настоящие фильмы-спектакли.

Подробнее

СТУДЕНЧЕСКИЙ АБОНЕМЕНТ

Уважаемые зрители! С 7 августа 2020 года мы открываем продажу дополнительных комплектов билетов «Студенческий абонемент».

Подробнее

РУССКАЯ МАТРИЦА

Уважаемые зрители! Мы открываем продажи билетов в кассе театра на спектакль «Русская матрица», который будет показан 6 октября в рамках Российской Национальной театральной премии «Золотая маска».

Подробнее

ВНИМАНИЕ! АКЦИЯ!

Уважаемые зрители! Мы запускаем акцию, в рамках которой вы сможете приобрести билеты на спектакли сентябрьского репертуара по специальным ценам! Обращаем ваше внимание, что такие билеты можно приобрести только в кассе театра!

Подробнее

.

Новый канал: блогер Костя Кляйн на YouTube и официальный сайт Костя Кляйн.

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум 2019 год театра в России 2019 год театра в России 2019 год театра в России
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр