Актриса Лидия Константиновна Ледяйкина работает в Театре имени Ленсовета двенадцатый сезон. До этого была судьбоносная встреча с режиссёром Владиславом Борисовичем Пази в театре города Владимира, совместная работа в Мурманске, Бишкеке, Театре им. В.Ф.Комиссаржевской. Полтора года назад любимого мужа и режиссёра не стало, он не успел порадоваться присвоению артистке почётного звания «Заслуженная». Лидия Ледяйкина по-прежнему ярко работает в спектаклях «Приглашение в замок», «Поживём - увидим!», «Гедда Габлер». Только что театр выпустил премьеру «Night and day» по пьесе Биляны Срблянович, где актриса с изяществом профессионализма вышла на сцену 76-летней госпожой Петрович.
- Когда начался Ваш путь на сцену? Школа? Детский сад?
- По свидетельству мамы, началось всё с «дуэта» с хором имени Пятницкого. Барнаул, конец сороковых годов, мне - три года. По радио - концерт хора, и, сколько шёл концерт, столько я плясала и пела. Потом упала и уснула. А наутро мама меня обнаружила перед зеркалом, в своих туфлях на каблуках, пуховом платке и красящей губы. На вопрос, куда это я собралась, последовал ответ - «на лаботу». «А кем ты работаешь?» - спросила мама. И получила ответ: «Алтисткой». Так я и росла «алтисткой». А в девятом классе пришла в Барнаульский драмтеатр к главному режиссёру и сказала: «Я играть хочу». Видимо, это было так убедительно, что меня взяли в театр, я училась в школе и играла в массовках. За мной, как за всеми артистами, приезжал автобус, чтобы отвезти в театр. Тогда считалось неприличным, если артист в общественном транспорте едет на работу. После школы поехала в Москву, но в первый год не поступила, потому что совершила ошибку - пошла в Школу-студию МХАТ, а это оказался совсем не мой «формат». В те годы каждая театральная школа имела свой стиль, определённые требования к внешним данным, - и вокруг меня были статные, высокие, с крупными яркими чертами лица, с низким грудным голосом девушки. Я была, как воробей, среди них. И завернули меня сразу на первом туре. Поехала в Новосибирское театральное училище, поступила, но там не оказалось общежития, а мне - 17 лет, и мама меня забрала домой. А на следующий год я уже спокойно поступила в ГИТИС.
- Вы согласны, что артиста делают роли?
- Да, конечно.
- Недавно Нонну Мордюкову спросили, не хотела бы она какие-то свои роли улучшить, переиграть, изменить. Она ответила: «Я со всеми своими ролями справилась». А Вы бы что ответили?
- Играла я много, особенно по молодости. Были такие роли, которые мне и не надо было бы играть. Не дотянула. Например, Лидию Павловну в «Варварах». Но есть персонажи, в которых и сейчас я бы не изменила ни микрона. Это - Домна Пантелеевна в «Талантах и поклонниках» Островского, Макарская в «Старшем сыне» Вампилова, Сугробина в «Упыре» Толстого. Если бы эти роли мне дали сегодня, то я их сделала бы точно так же, потому что они были прожиты точно и правильно. Ни убавить, ни прибавить.
- Вы умеете видеть себя со стороны, можете оценить в себе - что хорошо, а что плохо?
- Да. Я объективна к своим творениям. Меня ни перехвалить, ни недохвалить нельзя, я про себя всё понимаю. Это редко бывает, но я считаю, что актёр должен трезво смотреть на свою работу. Я так много видела влюблённых в себя актёров, которые теряли профессию из-за необъективного отношения к себе, любимому.
- На репетициях Вам интереснее предлагать самой, или Вы любите, чтобы режиссёр совершенно определённо строил характер Вашей героини?
- Трудно ответить, потому что последние двадцать лет я работала только с одним режиссёром - Владиславом Борисовичем Пази. И ему я всегда доверяла на сто процентов. Режиссура - авторское искусство, и я должна делать то, что ему нужно для рисунка данного спектакля. И с Пази в работе мы уже понимали друг друга без слов, часто я даже «выплывала», сама строя рисунок роли, потому что понимала чётко, какой спектакль строит режиссёр. Так было с моей госпожой Демерморт в спектакле «Приглашение в замок», когда до работы со мной у Пази просто руки не дошли. Столько было других забот.
- Только что вышла премьера спектакля «Night and day», где Вы встретились с другим режиссёром - Владимиром Петровым. Как работалось?
- Я очень нервничала, смогу ли его, как художника, услышать, понять его репетиционный язык. Поначалу у нас вроде бы получилось, а потом, когда появился экстравагантный костюм, всё у меня стало рассыпаться. Я не сразу смогла соединить свой клоунский внешний вид молодящейся дамочки «из бывших балерин», как я это себе определила, с требованием режиссёра быть жёсткой, многое делать остро, с вызовом, на голосе. Ему не нужна была добрая мама, обиженная дочерью. Ему нужна была мама, «доставшая» дочь. На парадоксе с фривольным внешним видом - стальной характер, бесцеремонно давящий дочь. И в результате, по-моему, возник очень острый дуэт наш с Ларисой Луппиан, когда понятно, что мама с дочкой обе хороши, друг друга стоят.
- С кем бы я ни обсуждала спектакль, - все отмечают, что ваш дуэт до боли знаком, вплоть до ситуаций и интонаций. Все увидели родное в ваших семейных перебранках.
- Значит, получилось. Хотя у меня с мамой были совершенно другие отношения. Мы были близкие подружки. И когда я на репетициях говорила, что так, как в пьесе написано, слишком дико, мне Владимир Сергеевич и Лариса в один голос доказывали, что так живут подавляющее большинство людей. Практически все. Тогда я опять-таки поняла, что, видимо, была очень счастливым человеком, потому что и с родителями, и с мужем у меня были всю жизнь человеческие, спокойные, добрые отношения.
- Насколько я знаю, Вы - много читающая актриса. Каких авторов Вы бы хотели сыграть, - не пьесы конкретные, а именно какой авторский мир Вами мог бы быть ещё освоен? По кому актёрская природа скучает?
- Хорошей русской классики уж точно мало играла. Я люблю авторов, у которых «не в один этаж» герои построены. Уильямса с удовольствием поиграла бы ещё, Олби. Маркеса бы сыграла, к нему была близка моя Бабка в «Лице» Бергмана - любимая «ленсоветовская» роль, кстати говоря. Было, про что молчать на сцене. Очень люблю свою героиню в «Гедде Габлер» Ибсена. Уайльда никогда не играла, жаль.
- Присвоение почётного звания для Вас - серьёзное событие?
- Никогда не считала, что наличие или отсутствие звания что-то всерьёз определяет. Вообще говоря, лучше быть недооцененной, чем переоцененной. Здоровее будешь. На голову, в первую очередь. Сколько случаев, когда получение звания вышибает мозги актёрские... Потеря реальности - страшная вещь. Скажу прямо: не считаю, что сегодня я этого звания стою. Вот если бы я его получила лет двадцать пять назад, то это было бы заслуженно. Будем считать, что это - награда за всю актёрскую судьбу.
Беседу вела Вера Николаева