В прошлом номере нашей газеты мы рассказали нашим читателям о том, как проходили Дни культуры Республики Мордовия в Санкт-Петербурге. Но, несмотря на подробный репортаж, в этом материале удалось рассказать далеко не о всех неожиданных и приятных моментах праздника, интересных встречах с разными людьми. Одна из самых ярких и запомнившихся встреч была с актрисой Театра им. Ленсовета Лидией Константиновной Ледяйкиной. О заслуженной артистке России Л.К.Ледяйкиной я узнала еще до этого. Естественно, уже сама фамилия актрисы привлекла мое внимание. Она распространена во многих эрзянских районах республики. Я попыталась связаться с Лидией Константиновной, позвонила в Санкт-Петербургский Театр им. Ленсовета, узнала номер телефона актрисы. Лидия Константиновна оказалась на редкость приветливым и общительным человеком. На первый же мой вопрос она с гордостью ответила: "Да, я чистокровная мордовка. И мама, и папа у меня были эрзяне". Лидия Константиновна была очень рада звонку из Мордовии - ее исторической родины, и с удовольствием согласилась дать интервью нашей газете.Мы договорились созвониться в ближайшие дни. И практически в это же время я узнала о предстоящем праздновании Дней культуры Республики Мордовия в Санкт-Петербурге. Конечно, я сразу же сообщила об этом Лидии Константиновне и пригласила ее на праздник. И уже в Санкт-Петербурге мы с ней встретились лично, побеседовали. Лидия Константиновна рассказывала о себе, вспоминала разные интересные события и факты из жизни своей семьи. Я же, насколько позволило время, рассказала о современной Мордовии, о культуре и традициях мордвы. Лидия Константиновна с большим интересом посмотрела выступление наших артистов, купила на память мордовские сувениры. Было действительно видно, что в ней течет эрзянская кровь, настолько у нее блестели глаза, настолько неподдельным был интерес ко всему происходящему. При нашем прощании Лидия Константиновна пообещала обязательно приехать в Мордовия и поближе познакомиться с родной культурой.
В истории семьи Л.К.Ледяйкиной было много событий, которые можно считать и трагическими, и в то же время судьбоносными. Ее родители хотя родом и из Мордовии, но познакомились и поженились в г.Дзержинске, сама Лида родилась уже а Барнауле, потом были Москва, Владимир, Мурманск, Бишкек+ Но обо всем по порядку.
Дедушка и бабушка по линии отца жили в селе Киржеманы Атяшевского района. У них была большая и дружная семья, шестеро детей (четыре мальчика и две девочки). У Ледяйкиных было одно из самых больших и крепких хозяйств в селе, они любили и умели работать. Жили в большом доме, в котором всегда был достаток. Дети подросли, помогали родителям в хозяйстве. Но тут случилась беда, которая коснулась многих семей в 1920-1930 годы, - это раскулачивание. У Ледяйкиных отобрали все имущество, семью выгнали из дома. Отец рассказывал Лиде, как ее деда Степана в холодный октябрьский день в одной рубахе вывели на улицу и на глазах у всех жителей несколько раз облили ледяной водой. Семья успела спасти только иконы, и те впоследствии были украдены. Дом их сожгли. Отец Лидии Константиновны в то время был уже взрослым, и он тоже был под пристальным вниманием властей. Константину Степановичу пришлось уехать из Киржеман сначала в Свердловск, а затем в Дзержинск. Через некоторое время он вернулся за родителями, так как они жили в ужасных условиях, в неотапливаемых бараках. Так вся семья покинула родное село.
Семью матери Лидии Константиновны постигла практически такая же судьба. Они жили в селе Сайнино Дубенского района. У Петра и Марии Батяйкиных тоже было шестеро детей, только все девочки. Их семья считалась довольно зажиточной, поэтому тоже попала под раскулачивание. Дед Петр сидел в тюрьме, потом его назначали председателем колхоза, потом снова посадили. Матери Лидии Константиновны, Екатерине Петровне, тогда было всего 16 лет, а она уже работала в своем селе директором детского сада. Но после ареста отца ей объявили, что дочь "врага народа" не может воспитывать их детей. И Екатерине Петровне пришлось уехать из родного села. Она приехала в Джержинск. Там познакомилась с Константином Ледяйкиным, вскоре они поженились. Константин работал на Горьковском автозаводе, Екатерина занималась хозяйством, детьми. В годы войны автозавод эвакуировали в Барнаул, и семье тоже пришлось переехать. В Барнауле родилась младшая дочь Лида. Двое старших детей умерли в эти тяжелые годы. Остались Лида и ее старший брат Анатолий.
В те годы особо не приветствовалось, если люди говорили на своем родном языке, поэтому Лиду обучать эрзянскому языку не стали. Хотя в детстве она часто слышала эрзянскую речь, и некоторые слова помнит до сих пор. Бабушка Маша всегда говорила только по-эрзянски, дед Петр хорошо владел и русским языком. Лидия Константиновна вспоминает, каким он был статным, красивым. У него была типичная финно-угорская внешность: скуластое лицо, курносый нос, голубые глаза. Во многом Лидия Константиновна похожа на деда. Однажды, когда она уже была успешной актрисой, на улице к ней подошла незнакомая женщина и, извинившись, спросила, а не мордовка ли Лидия Константиновна. На вопрос, как она догадалась, женщина ответила, что лицо говорит само за себя.
Я всегда, с самого детства знала, и гордилась тем, что я эрзянка, - говорит Лидия Константиновна, - отец даже иногда шутил, говорил, что если и есть в нашей семье мордва, так это точно Лида. Как известно мордва отличается своей настойчивостью, трудолюбием, упорством, а иногда и упрямством. Все эти качества, как ни в ком другом в нашей семье, проявились во мне. В детстве папа рассказывал мне, что в мордовских краях никогда не было крепостного права, поэтому и народ здесь свободолюбивый. Я тоже уже с детства была очень независимой и упрямой, все решала сама.
Действительно, о самостоятельности Лиды можно судить уже по тому, что в 15 лет она пришла в Барнаульский драмтеатр и сказала главному режиссеру: "Я играть хочу". И было это настолько убедительно, что ее взяли в театр. Она одновременно училась в школе и играла в театре. Лида сама еще в детстве решила, что она непременно будет артисткой. Мама не раз заставала ее, трехлетнюю, перед зеркалом в своих туфлях на каблуках, в красивом платке и красящей губы. И когда Лиду спрашивали, куда это она собирается, та отвечала: "На лаботу". "А кем ты работаешь?" - спрашивала мама. На что следовал ответ: "Алтисткой". Естественно, когда Лида заканчивала школу, было уже решено, куда она пойдет учиться. Поступила в ГИТИС, попала в класс Готовцева - ученика знаменитого Станиславского. Мама сразу поддержала ее выбор и всегда гордилась, что дочь учиться в Москве. А вот отец был против. Константин Степанович хотел , чтобы дочка, как и он, стала строителем. Но, убедившись, что спорить бесполезно, только махнул и рукой и сказал: "Разве этот характер можно победить?"
После окончания учебы, Лидия Константиновна хотела приехать в Саранск, работать здесь в национальном театре. Но ей ответили отказом, сославшись на то, что она не знает родного языка. - Было очень обидно, - вспоминает Лидия Константиновна, - я ужасно расстроилась, мне очень хотелось играть в Мордовии. Я ведь тогда молодая была, мне все было по силам. И язык я бы выучила, тем более что-то я уже знала. Но видно не судьба.
В свое время мама Лидии Константиновны тоже хотела стать актрисой, еще до замужества она училась в Саранске в театральной студии при театре. Но у нее не было стипендии, а баба Маша категорически отказалась давать деньги на эту "бесполезную" профессию. И Екатерине Петровне пришлось бросить учебу и вернуться домой. Так распорядилась судьба, что и мать, а много лет спустя и дочь не смогли остаться в Саранске. Но как говориться, все, что ни делается, все к лучшему. Лидия Константиновна работала в театрах Владикавказа, Нижнего Новгорода. Затем во Владимирском областном драматическом театре. Здесь же она познакомилась со своим будущим мужем, известным режиссером Владиславом Борисовичем Пази. Во владимирском театре они проработали 11 лет. В 80-е годы в силу разных обстоятельств им пришлось уехать из Владимира в Мурманск. Там Лидия Константиновна и Владислав Борисович проработали 6 лет. Потом В.Б.Пази пригласили работать главным режиссером в Русский драматический театр им. Н.К.Крупской (г.Бишкек).
Через некоторое время сюда приехала и Лидия Константиновна. Время работы в бишкекском театре актриса вспоминает с особенной теплотой. Там была очень талантливая труппа, ставились замечательные спектакли. Но у Владислава Борисовича ухудшилось здоровье, и они решили вернуться на родину мужа в Санкт-Петербург. Но и после этого связь с бишкекским театром поддерживалась, сохранились теплые отношения. В.Б.Пази приезжал сюда ставить спектакли.
В Петербурге Владислава Борисовича пригласили главным режиссером в Театр им. В.Ф.Комиссаржевской. В 1996 году последовало предложение стать директором и художественным руководителем Театра им. Ленсовета. Сюда же перешла и Лидия Константиновна. В этом театре они проработали вместе 10 лет, а в 2006 году Владислава Борисовича не стало. Всю жизнь, на протяжении 32 лет они были вместе, и Лидия Константиновна всегда поддерживала и помогала своему мужу. Он поставил много спектаклей за рубежом: В Америке, Италии, Португалии, Болгарии и т.д. Владислав Борисович и Лидия Константиновна любили путешествовать вместе, объездили практически все европейские и другие страны. Очень хотели побывать в Китае и Японии, но не успели. А одной, по мнению Лидии Константиновны, путешествовать не интересно, и она вряд ли куда-то еще поедет.
По словам актрисы, особо запомнившимися, яркими и дорогими стали годы работы во владимирском и бишкекском театрах. - Возможно, это связано с тем, что тогда мы были молодыми, и все казалось лучше, интереснее, -говорит Лидия Константиновна. - Мне вообще больше нравится провинция, маленькие города. Санкт-Петербург, конечно, очень красивый город, но я никогда сюда не стремилась. Он большой и тяжелый. Я здесь живу уже 15 лет, но до сих пор не привыкла к нему.
Хотя Лидия Константиновна была женой известного режиссера и работала с ним в одних театрах, она никогда не пользовалась связанными с этим привилегиями. Всегда получала только те роли, которые имела право играть. Поэтому она не была замешана в закулисных интригах, и труппа относилась к ней с уважением, не как к жене главного режиссера, а как к талантливой и профессиональной актрисе.
В основном Лидия Константиновна играет характерные роли, они и ей самой больше нравятся. Среди них роль Сугробиной в "Упыре", Боди - в "Прекрасном воскресении для пикника", Старухи - в "Вечере", Домны Пантелеевны - в "Талантах и поклонниках" и др. Помимо работы в театре Лидия Константиновна снималась и в кино. Среди наиболее удачных кино-работ роль матери австрийской королевы во французском фильме "Сиси, бунтующая императрица". Тем не менее, актриса никогда не ставила работу в кино выше театра. - Театр для меня всегда был на первом месте, - говорит Лидия Константиновна. - Я актриса театра, и это моя работа. Никогда не понимала актеров, которые отказываются от спектакля ради роли в кино или сериале.
Лидия Константиновна же, напротив, не раз отказывалась от предложений сняться в фильме ради своего спектакля. Бывало, она уезжала со съемок на спектакль, так как подводить театр и коллег, по ее мнению, недопустимо.
Несмотря на то, что прошло уже много лет с тех пор, как близкие Лидии Константиновны уехали из родной республики, уже нет в живых ее родителей, да и родственников здесь практически не осталось, все равно актриса часто вспоминает Мордовию. Много лет назад Лидия Константиновна специально приезжала с тетей в Саранск, чтобы посмотреть свою историческую родину. В то время здесь еще жили ее родственники. Тогда актриса провела в городе 10 дней, несколько раз посетила музей им. С.Д.Эрьзи и до сих пор вспоминает о нем с восхищением. Побывала в городском парке им. А.С.Пушкина и других красивых местах Саранска. Город ей очень понравился, по словам актрисы, у него какое-то свое, особенное очарование. А когда я ей сказала, что в последние годы Саранск еще более преобразился, Лидия Константиновна без колебаний ответила: "Ну, тогда надо обязательно посетить его еще раз! Следующим летом постараюсь приехать!"
Ю.Артемьева