Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Летят перелетные птицы

Екатерина Новикова,- «Ваш Досуг», 2 июня 2014 г.

«Много движений — все без достижений» — так сказал о пьесе «Три сестры» один из исследователей творчества Антона Павловича Чехова. В спектакле Юрия Бутусова (театр им. Ленсовета) движений еще больше, а результатов — для судеб героев — еще меньше. Герои постановки бегают по кругу, как цирковые лошадки, создавая для себя иллюзию действия. При этом рассуждают о перелетных птицах, например журавлях, иногда пытаясь взлететь, взмахивая руками, «словно двумя большими птицами».

 
 

В этом спектакле трудно найти расхождения с текстом пьесы или полемику с Чеховым. Режиссер, играя символами, смещая акценты, показывает свой взгляд на проблемы семьи Прозоровых и их окружения — как модели общества, в том числе и современного. И делает это с апокалиптическим размахом.


Последние пьесы Чехова иногда называют предвестниками театра абсурда. Бутусов виртуозно демонстрирует это. Он достигает вершины пессимизма, смеясь и играя. Его «Три сестры» — это карнавал масок, трюков и интермедий. Образы героев рождаются не столько из реплик и монологов, сколько из пластики актеров, одежды, манеры говорить.


Спектакль начинается со сцены, которая сразу расставляет все точки над «i». За столом в черных платьях сидят, вооруженные до зубов, три сестры (Анна АлексахинаОльга МуравицкаяЛаура Пицхелаури). С отрешенным видом и печатью всезнания, как три норны из «Старшей Эдды», предсказывающие судьбы мира. Миру эти сестры объявляют войну. Войну голубому шару в руках Тузенбаха (Григорий Чабан), зеленому поясу на красивом платье Наташи (Анна Ковальчук) и даже синему ирокезу Соленого (Илья Дель). Голубой шар — мечта, зеленый цвет — жизнь, синий ирокез — активная жизненная позиция. Рядом с неподвижными сестрами толпятся вполне подвижные мужчины, примеряющие костюмы. Среди них маячит и сестринский брат — Андрей Прозоров (Виталий Куликов). Он должен быть рядом с сестрами, хотя бы с рогаткой. Судьба семьи в руках этого безвольного человека действительно безнадежна. Злость его жены Наташи — шикарной женщины со здоровыми инстинктами — здесь можно объяснить бунтом от осознания пропасти между ее желаниями и скудной реальностью.

 
 

Люди в созданной режиссером атмосфере тихо и громко страдают, бесплодно фантазируют, бесконечно жалуются, даже не прислушиваясь друг к другу. Повторяемость сцен создает ощущение бесконечности и безнадежности. Лишь пейзаж за окном поезда, бегущий по экрану вертикально, пытается преодолеть горизонтальность времени. По-настоящему жить пытается Тузенбах, который в спектакле выглядит как икона петербургского стиля. Он умеет принимать решения и выполнять их. Его противник Соленый, похожий не на Лермонтова, а на Бармалея, тоже способен на действие, — правда, только на мелкие и крупные пакости. Контрастно артистократично-монохромному Тузенбаху Соленый очень цветной, вертлявый и назойливый — измельченный вариант мелкого чеховского героя, претендующий быть героем нашего времени.


То, как выглядят сестры в этом спектакле, никак не ассоциируется ни с провинцией, ни с Москвой. Холодновато-изысканные и утонченные: мягкая, женственная Ольга, экзотичная Ирина, экстравагантная Маша — они почти всегда словно в масках, из-под которых текут слезы. Три сестры — три куклы на закрытом рояле. Закрытость людей здесь легко соседствует с шутовством — иной формой закрытости. Этот спектакль трудно представить поставленным в другом городе и с другими актерами.

 
 

Бутусовский финал «Трех сестер» жесткий и ясный, как приговор. Сестер, стоящих с застывшими лицами в ярких и нелепых платьях, отделяет от жизни и зрительного зала быстрорастущая стена. Можно успеть сбежать в Москву, но они туда не поедут, они никуда не поедут. Тупик. Бегать по кругу надоело, летать не получается, выяснять «кто виноват?» бесполезно. В спектакле Бутусова, как и в пьесе, нет идеологического и социального акцента. Театральными средствами режиссер пишет не групповой портрет неудачников, а эпическое полотно целого общества с его болезнями и проблемами, неосуществленными мечтами и нереализованными возможностями.

Текст: Екатерина Новикова

Изменения в репертуаре

Уважаемые зрители! 19 октября вместо спектакля "Гамлет" пойдет спектакль "Сон об осени", 21 октября вместо спектакля "Все мы прекрасные люди" пойдет спектакль "Ревизор". Приносим свои извинения!

Замена спектакля

Уважаемые зрители! 16 октября вместо спектакля "Город.Женитьба.Гоголь." пойдет спектакль "Ревизор". Приносим свои извинения!

Гастроли в Казани

9 и 10 октября спектакль Юрия Бутусова «Город. Женитьба. Гоголь.» открыл Качаловский театральный фестиваль в Казани на сцене Русского большого драматического театра им. Качалова.

Всероссийское исследование театральной аудитории

Приглашаем Вас принять участие во Всероссийском исследовании театральной аудитории, которое проводит Российский институт театрального искусства – ГИТИС.

Подробнее

БИЕННАЛЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

6 ноября на нашей сцене будет показан спектакль выдающегося российского режиссёра Камы Гинкаса "Вариации тайны" (МТЮЗ) в рамках фестиваля "Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры" - 2018.

Подробнее

Документы

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр