Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Летние Калигулы

Ирина АЛПАТОВА,- «Культура», 2003, № 28, 17 - 23 июля

Гастроли Санкт-Петербургского театра имени Ленсовета


Вопреки расхожему мнению о том, что гастрольная жизнь переживает сегодня не лучшие времена, она все-таки достаточно активна. Правда, в основном развивается в другом формате - не многодневные выезды практически со всем репертуаром, но краткие марш-броски с одним-двумя спектаклями. 
В год своего 70-летия Санкт-Петербургский театр имени Ленсовета предложил еще один, весьма оригинальный гастрольный вариант, поддержанный столичными коллегами по статусу, а именно Театром имени Моссовета. Конечно, было бы заманчиво посетить Москву с большим творчески-юбилейным визитом. Но, увы, поднять такие гастроли сегодня мало кому под силу. В результате договорились о следующем: в течение всего будущего сезона ленсоветовцы будут регулярно приезжать в гости к моссоветовцам с парой-тройкой постановок. К финалу сезона у зрителей и критиков, свидетелей этого долгосрочного сотрудничества, должно сложиться четкое представление о творческом состоянии театра. К слову, в последний раз подобное общее впечатление возникло у столичной публики около двух десятилетий назад. Хотя в последние годы этот достаточно авторитетный театр регулярно принимал участие в фестивале "Золотая Маска", показывая в Москве свои лучшие спектакли.


Старт новым стайерским гастролям был дан в начале июля, а первыми визитерами оказались спектакли с историей, уже успевшие стать своеобразными визитными карточками коллектива, - "Король, дама, валет" В.Набокова и "Калигула" А.Камю. Интерес к спектаклям подогревался еще и тем, что в них были заняты две в прошлом питерские, а ныне межстоличные звезды - Константин Хабенский и Михаил Пореченков, занятые (впрочем, весьма скромно) в нынешнем мхатовском репертуаре. Плюс к этому была возможность понаблюдать за степенью сохранности и уровнем исполнения спектаклей-долгожителей по нынешним временам (каждому из них около пяти лет). Любопытная столичная публика не подкачала - несмотря на разгар Чеховского фестиваля, оба спектакля прошли на аншлагах. 
Кстати, об уровне. Никакого "развала и шатания" питерские действа в себя не впустили, равно как и затверженного автоматизма. Зато актерская уверенность ощущалась во всем, если учесть при этом, что обе постановки апеллировали не столько к психологическим переживаниям, сколько к зрелищности и стильности. Это вовсе не значит, что в них господствовало только виртуозное комедиантство, просто отдельные психологические сбои (если таковые случались) с легкостью камуфлировались каким-нибудь "формальным" приемом. 
Спектакль "Король, дама, валет" (пьеса А.Гетмана по одноименному роману В.Набокова) продемонстрировал москвичам один из вариантов творческого почерка художественного руководителя театра Владислава Пази, возглавившего коллектив в 1996 году. Набоковская проза современным театром любима, причем ей оказывается явное предпочтение перед его же пьесами. И практически все виденные спектакли открываются, кажется, одним ключом: подчеркнутой стилизаций времени и иногда географически-национальных примет. Визуальный облик "Короля" (сценография и костюмы Марии Брянцевой) не стал исключением: ретропрически, ретроплатья, железнодорожновокзальный антураж, отсылающий к тому, что герои странствуют по городам и житейским ситуациям. Сами же эти ситуации обыгрываются явно иронически, подаются слегка отстраненно, как некий взгляд из близкого "сегодня" в не слишком "прекрасное далеко". Многостраничные набоковские путешествия по эмоционально-психологическим волнам изымаются из контекста спектакля и подменяются изысканными пластическими ретрономерами (балетмейстер Николай Реутов), которые словно бы отбивают паузы между эпизодами-событиями, чтобы последние не игрались "встык". Впрочем, многие мотивы и подводки к ситуациям остаются за бортом, на сцене же присутствует только результат. От этого зрителю, знающему роман, и легче, и труднее одновременно. Хотя Набоков вообще труден для постановки, поскольку слишком "многословен" для театра, но в этом многословии и есть суть. 
Актеры же легко вписались в предложенные им типажи и с удовольствием их представляли, нажимая на комедийно-игровые клавиши. Что, впрочем, в избранной эстетике не казалось излишним, а к финалу постепенно сходило на нет. Неуклюжий и подслеповатый увалень Франц (весьма неожиданная для москвичей трансформация "культуриста" и "бойца" М.Пореченкова), легкомысленно-вальяжный Драйер (Дмитрий Барков), изящно-раскрепощенная Марта (Елена Комиссаренко) - этот триумвират удерживал зрительское внимание под аккомпанемент декоративно-стилизованных "антуражных" персонажей. Последние же (Анна Ковальчук - Эрика и Горничная, Андрей Зибров и Эрнест Тимерханов - санитары, манекены, официанты) меняли маски и обличья, поддерживая стильность затеянного представления. 
Если первый спектакль представил актерское трио, то "Калигула" в постановке Юрия Бутусова подает крупным планом и в разных ракурсах прежде всего одного артиста - Константина Хабенского в заглавной роли. Хотя его окружение, представленное Ириной Ракшиной (Цезония), М.Пореченковым (Геликон), Олегом Андреевым (Сципион), Юрием Овсянко (Херея) и А.Зибровым (Патриций), тоже бывало порой весьма выразительно, но центростремительная композиция Камю и Бутусова по определению делала героем одного. 
Многоликий Калигула - Хабенский предстал блистательным комедиантом, актером по призванию, способным с равным успехом разыграть и тирана-императора, и философа, и друга-возлюбленного, да кого угодно. И при этом сохранить в вечной игре хотя бы намек на непростую человеческую сущность, внутренний раздрызг, где главный страх - одиночество, несмотря на всю браваду. Для этого Калигулы весь Рим - театр, где он - премьер, а все прочие - массовка или зрители. Калигула меняет одежды, гримируется, исполняет "номера", обращается к публике в зале и даже объявляет антракт. 
А в качестве сценических атрибутов может служить все, попадающее под руку: пыльные ящики, похожие на гробы, помосты, занавески и прочее. Но от роскоши императорского Рима здесь не осталось и следа: антураж отдает тленом и затхлостью (сценография Александра Шишкина), а вместо серебра и злата летят и кружатся блестящие клочки фольги. Персонажи порой походят на оживших мертвецов (чего стоит хотя бы Патриций - Зибров с пепельно-мертвенным гримом и потусторонним голосом), словно бы являющихся к Калигуле в кошмарных снах. Впрочем, последний любой кошмар способен обратить в фарс. 
В общем, думается, московская публика, подуставшая от бесконечных изысков Чеховского фестиваля, смогла отчасти отдохнуть от них и переключиться на свое, родное, представленное в питерских спектаклях. Не ощущая при этом скуки и погружаясь в броскую, стильную, эмоционально-заразительную атмосферу представлений. Во всяком случае, уже начинаешь ждать продолжения гастролей, которые обещаны осенью, в начале будущего сезона. 
Ирина АЛПАТОВА

Человек родился!

Поздравляем главного администратора Диану Черепанову с рождением сына!

Поздравляем!

Поздравляем Юрия Николаевича БУТУСОВА с вручением ему премии "ЗОЛОТАЯ МАСКА" в номинации "ДРАМА/РАБОТА РЕЖИССЕРА" за спектакль «Дядя Ваня»!

Поздравляем!

Поздравляем з.а.России Елену Комиссаренко с юбилеем!

Проект «Золотая Маска в городе»

8 апреля в 14:00 в Москвариуме на ВДНХ состоялся бесплатный показ спектакля «Птицы».

Изменения в репертуаре

Уважаемые зрители! Вместо спектакля «LIEBE. SCHILLER» на Малой сцене 18 июня пойдет спектакль «МЕДЕЯ», 19 июня пойдет спектакль «СВОБОДНАЯ ПАРА», 20 июня пойдет спектакль «ТЕЛО ГЕКТОРА». Приносим свои извинения!

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр