Авторы мюзикла Максим Леонидов и Александр Шаврин (актер, ставший драматургом) изрядно повзрослили знаменитую сказку Сельмы Лагерлеф. Из нее вытравлены всякие душещипательности вроде вывалившегося из дупла бельчонка Тирле и карамельных медвежат Мурре и Брумме (они, впрочем, чуть не сожрали Нильса, которого гном за дурное поведение уменьшил до карманного формата), зато прибавлены вполне половозрелые страсти. К примеру, гусыня Марта превратилась в знойную Пушинку (Лидия Шевченко), а к ней присочинены две сестрицы, изнемогающие от ревности к Пушинкиному суженому гусю Мартину. Эти сестры — Анна Жмаева и Галина Кочеткова — прямо-таки отжигают стилизованный под жестокий романс дуэт про оскорбленную женскую честь.
Жмаева — вообще один из лидеров спектакля. Прежде, чем алчной до чужого мужика бабой, она явилась и мещанкой — домашней гусыней, и волчицей на зверином празднике примирения, где возлег лев с агнцем, и самоё Сельмой, вознамерившейся написать книжку про родную прекрасную Швецию — везде молодая актриса точна в характерности, выразительна и отлично поет.
Но тут и многие другие поют хорошо — и Марк Овчинников, представший, кроме других ролей, предводителем разбойничьей вороньей стаи (вороны — байкеры в черных клепаных косухах, зато дикие гуси шпарят рэп — способ самовыражения диких негритянских подростков). И величавая красавица Тоня Сонина, преобразившаяся в старого вожака пролетных гусей Акку Кебнекайзе. И у Лидии Шевченко вокал такой, как положено героине мюзикла. Даже несокрушимо обаятельный Александр Крымов — Мартин, даром что осип на премьере, искупал голосовые огрехи энтузиазмом.
Кстати, о мюзикле. В Москве шла арендованная у компании Disney «Русалочка» — захватывающее зрелище, где — чудо техники! — герои летали по воздуху, изображавшему толщу воды. В нашей Музкомедии гремел «Бал вампиров», тоже лицензионный продукт, — исполнителей в эти спектакли и в другие импортные мюзиклы отбирали в результате чуть не всероссийского кастинга, поскольку они должны были уметь петь, двигаться и при этом владеть актерским ремеслом. «Странствия Нильса» поставила режиссер Мария Романова, играет выпустившийся прошлым летом курс Анны Алексахиной, набранный при Театре имени Ленсовета в Театральной академии, — и они все это умеют!
Со второго года обучения с ребятами работал Юрий Бутусов, возглавивший тогда театр. Осенью они показали спектакль Бутусова «Кабаре. Брехт», ставший явлением настоящего Брехта, где раскаленная политическая мысль неразрывно спаяна с горькими и трогательными человеческими переживаниями.
Говорят, именно «Кабаре» побудило Максима Леонидова отдать свое сочинение не просто в Ленсовета, а компании этих начинающих актеров, образовавшей студию при театре. Он не прогадал — взять хотя бы Сергея Волкова, бывшего заглавным Брехтом и сейчас тоже играющего заглавную роль: его Нильс органичен и достоверен и в своей полноразмерной довольно противной, злобной ипостаси, и когда, заколдованный, совершает road movie с гусями, по ходу злоключений взрослея, умнея и добрея.
Впрочем, не road, а wind — ведь они летят. Мартин и Нильс на лонжах, а кроме того, художник Эмиль Капелюш расчертил пустое пространство сцены жесткими и эластичными, прямыми и дугообразными, как борт корабля, линиями. По твердым опорам можно лазать, гибкие позволяют, держась за них, раскачиваться в воздухе — это полет одной лишь силой воображения: «Сегодня нас ночное небо ждет, Сегодня ночью не будет сна, Прохладный дождь по нашим крыльям бьет, А это значит — идет весна».