Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Лететь

Мария Долматова,- «Петербургский театрал», 2017, № 3 (03), май

Эти спектакли оставляют после себя ощущение полета, расправленных крыльев. Один – в более глубоком ключе, другой – в более незатейливом, но каждый по-своему окрыляет, и это чувство, особенно по весне, оказывается очень кстати.

 

«Птицы» – премьера театра им. Ленсовета – спектакль по мотивам русских народных сказок (постановка Марии Романовой, художник Мария Лукка). От этого словосочетания – «русские народные сказки» – перед глазами как-то сразу сами собой возникают валенки, печь и что-то красное. И театральный язык, на который их (сказки) переводят, чаще всего сводится к яркой ярмарочной потешине-скоморошине, удалой и громкой. И зачастую это получается здорово. В «Птицах» родные русские народные звучат совсем в другой тональности. Вот выходит Сказительница (тонкая, нездешняя Тоня Сонина) – ни тебе сарафана, ни румяных щек, ни кики, ни кокошника. Вместо них – льняное свободное платье по щиколотку, ветер в волосах и босые ноги. Выключите, говорит, свои шумелки, да забавляйтесь. Ладно, думаешь, ну сейчас-то ухнут!.. А дальше начинается магия. Актеры (кроме Тони Сониной в спектакле участвуют София Никифорова, Галина Журавлева и Александр Крымов) начинают петь народные русские, северные песни –протяжные, долгие, чистые. Поют, как дышат, поют в движении, создавая некий гипнотический ритм, от которого в зале мгновенно становится тихо. Дети, конечно, слышат и понимают текст, но очевидно и то, что они воспринимают, впитывают происходящее на какой-то своей природной волне, нутром, а не разумом. В первой сказке «Белая лебедушка», когда героиня (превратившаяся уже в девицу, ставшую счастливой женой и матерью) слышит зов своей стаи, ее пение звучит, как тревожный птичий крик, нарастая кругами. Этот плач производит сильнейшее эмоциональное впечатление и тоже как будто погружает в транс. В спектакле только живое ансамблевое пение и только живые инструменты (свистульки, трещотки, флейта дождя, глюкофон). Такое, правда, нечасто встретишь на драматической сцене, тем более в детских постановках, за что отдельный поклон музыкальному руководителю Елизавете Бородулиной.

Жанрово сказки «Птиц» можно условно поделить на драматическую («Белая лебедушка»), комическую («Гуси-лебеди») и страшную («Белая уточка»). Отстрадав с Лебедушкой в первой истории, зритель плавно вплывает в следующую, где действует краснощекая (ага, наконец-то!) привередница Малашка, без устали бренчащая на балалайке. Тут уже не только интересно слушать, но и весело рассматривать. Если в первой части было много полотна (крылья, саваны, шатер), то здесь больше предметов (деревянные фигурки гусей, хлеб и яблоки, головные уборы Печки, Речки, Яблоньки). В третьей части, где злая сестра едва не погубила царевну и ее деток, злодейка обозначается уже маской, которую надевает одна из актрис. Спектакль не имеет четкого жанрового определения. Его можно назвать кукольным в том смысле, что актеры взаимодействуют с куклой, но не с театральной, а с обрядовой. Его можно назвать и музыкальным, но это слово, скорее, обеднит его. Мир этого спектакля – это мир простых истин, натуральных материй и чистого звука. «Птицы» идут на малой сцене, декораций почти нет; ничто не мешает току энергии, отчего кожей чувствуешь тепло, свет, свободный воздух, добро и покой, исходящие со сцены. Как некое сакральное действо, спектакль Марии Романовой возвращает к своим корням, к вечным ценностям – казалось бы, к земному. А выйдя, хочется расправить крылья и устремиться навстречу ветру. (Ближайший спектакль – 14 мая, 6+).

 

Другая новинка – спектакль театра «ЦЕХЪ» «Шароверть». Молодые и активные актеры этого театра во главе с режиссером Александрой Мамкаевой сочинили спектакль-

фантазию, состоящий из череды этюдов вокруг простого воздушного шарика. В начале, пока не включился в игру, переживаешь несколько неизбежных неловких минут: пустая сцена, взрослые актеры в серых костюмах изображают детей на детской площадке. Слов почти не произносят, общаются звуками, в руках – один воздушный белый шарик, и он – собачка… Потом еще пара шариков, и теперь это боксерские перчатки, и еще несколько длинных, и это – орудия игры-стрелялки, а потом – еще, и еще, и еще! Снежный ком, капли дождя, африканские обитатели, подводные обитатели, сценка из рыцарских времен, капризная принцесса и неказистый принц, драконы и ведьмы, сражения, а следом – космическая одиссея, ракеты, пришельцы… Игра захватывает, и вот ты уже, открыв рот, сидишь и угадываешь вместе с пятилетним соседом по залу, чем обернется в следующей сцене цветной резиновый комочек – обычный, но необычный воздушный шарик. Шаров в спектакле сотни: разных форм и разных цветов, они надуты, подвешены, завязаны и скручены всевозможными способами. В нейтральном пространстве и на фоне универсальных костюмов каждый шарообраз смотрится ярко и любопытно, а благодаря мастерству актеров обретает характер, эмоцию, комическое, а местами и драматическое содержание. Собачка вот, с которой все начиналось, умирает к концу по старости лет – шарик сдувается в руках, и прям до слез.

Создатели спектакля взяли за основу простейшую детскую игру, даже не игру, а тип детского поведения, когда игрушкой, героем истории, а порой и другом, может стать какой угодно предмет. Воздушный шарик явился материалом, способным к многочисленным перевоплощениям, и миссию свою выполнил (и продолжает выполнять) с честью. Спектакль очень простой, очень добрый и замечательно развивает фантазию. Финал – трогателен и прекрасен: актеры распахивают окно (не воображаемое, настоящее, с крышами Конюшенной площади и куском неба, по погоде – серым или голубым) и выпускают шарик на свободу. Окрыленный этим нехитрым чудом, идешь и улыбаешься. (Ближайший спектакль – 14 мая, 5+).

Это из случившегося. А из ожидаемого – и тоже по летной теме – спектакль Театра у Нарвских ворот «Малыш и Карлсон» (режиссер – Ольга Парфенова, премьера – 30 апреля, ближайший спектакль – 13 мая, 0+). Тут за полеты отвечает, разумеется, весельчак с пропеллером, который раскрашивает унылую правильную жизнь Малыша своими озорными выходками.

Еще более бурный полет фантазии ожидается в Большом театре кукол, где готовят к выпуску спектакль «Пеппи» (режиссер Наталья Слащева, премьера – 27 мая, 6+) – с куклами, трюками, фокусами и эффектами. Но об этом уже в следующий раз.

 

Мария Долматова

Изменения в репертуаре

Уважаемые зрители! 19 октября вместо спектакля "Гамлет" пойдет спектакль "Сон об осени", 21 октября вместо спектакля "Все мы прекрасные люди" пойдет спектакль "Ревизор". Приносим свои извинения!

Замена спектакля

Уважаемые зрители! 16 октября вместо спектакля "Город.Женитьба.Гоголь." пойдет спектакль "Ревизор". Приносим свои извинения!

Гастроли в Казани

9 и 10 октября спектакль Юрия Бутусова «Город. Женитьба. Гоголь.» открыл Качаловский театральный фестиваль в Казани на сцене Русского большого драматического театра им. Качалова.

Всероссийское исследование театральной аудитории

Приглашаем Вас принять участие во Всероссийском исследовании театральной аудитории, которое проводит Российский институт театрального искусства – ГИТИС.

Подробнее

БИЕННАЛЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

6 ноября на нашей сцене будет показан спектакль выдающегося российского режиссёра Камы Гинкаса "Вариации тайны" (МТЮЗ) в рамках фестиваля "Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры" - 2018.

Подробнее

Документы

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр