Top.Mail.Ru

Лететь

Мария Долматова,- «Петербургский театрал», 2017, № 3 (03), май

Эти спектакли оставляют после себя ощущение полета, расправленных крыльев. Один – в более глубоком ключе, другой – в более незатейливом, но каждый по-своему окрыляет, и это чувство, особенно по весне, оказывается очень кстати.

 

«Птицы» – премьера театра им. Ленсовета – спектакль по мотивам русских народных сказок (постановка Марии Романовой, художник Мария Лукка). От этого словосочетания – «русские народные сказки» – перед глазами как-то сразу сами собой возникают валенки, печь и что-то красное. И театральный язык, на который их (сказки) переводят, чаще всего сводится к яркой ярмарочной потешине-скоморошине, удалой и громкой. И зачастую это получается здорово. В «Птицах» родные русские народные звучат совсем в другой тональности. Вот выходит Сказительница (тонкая, нездешняя Тоня Сонина) – ни тебе сарафана, ни румяных щек, ни кики, ни кокошника. Вместо них – льняное свободное платье по щиколотку, ветер в волосах и босые ноги. Выключите, говорит, свои шумелки, да забавляйтесь. Ладно, думаешь, ну сейчас-то ухнут!.. А дальше начинается магия. Актеры (кроме Тони Сониной в спектакле участвуют София Никифорова, Галина Журавлева и Александр Крымов) начинают петь народные русские, северные песни –протяжные, долгие, чистые. Поют, как дышат, поют в движении, создавая некий гипнотический ритм, от которого в зале мгновенно становится тихо. Дети, конечно, слышат и понимают текст, но очевидно и то, что они воспринимают, впитывают происходящее на какой-то своей природной волне, нутром, а не разумом. В первой сказке «Белая лебедушка», когда героиня (превратившаяся уже в девицу, ставшую счастливой женой и матерью) слышит зов своей стаи, ее пение звучит, как тревожный птичий крик, нарастая кругами. Этот плач производит сильнейшее эмоциональное впечатление и тоже как будто погружает в транс. В спектакле только живое ансамблевое пение и только живые инструменты (свистульки, трещотки, флейта дождя, глюкофон). Такое, правда, нечасто встретишь на драматической сцене, тем более в детских постановках, за что отдельный поклон музыкальному руководителю Елизавете Бородулиной.

Жанрово сказки «Птиц» можно условно поделить на драматическую («Белая лебедушка»), комическую («Гуси-лебеди») и страшную («Белая уточка»). Отстрадав с Лебедушкой в первой истории, зритель плавно вплывает в следующую, где действует краснощекая (ага, наконец-то!) привередница Малашка, без устали бренчащая на балалайке. Тут уже не только интересно слушать, но и весело рассматривать. Если в первой части было много полотна (крылья, саваны, шатер), то здесь больше предметов (деревянные фигурки гусей, хлеб и яблоки, головные уборы Печки, Речки, Яблоньки). В третьей части, где злая сестра едва не погубила царевну и ее деток, злодейка обозначается уже маской, которую надевает одна из актрис. Спектакль не имеет четкого жанрового определения. Его можно назвать кукольным в том смысле, что актеры взаимодействуют с куклой, но не с театральной, а с обрядовой. Его можно назвать и музыкальным, но это слово, скорее, обеднит его. Мир этого спектакля – это мир простых истин, натуральных материй и чистого звука. «Птицы» идут на малой сцене, декораций почти нет; ничто не мешает току энергии, отчего кожей чувствуешь тепло, свет, свободный воздух, добро и покой, исходящие со сцены. Как некое сакральное действо, спектакль Марии Романовой возвращает к своим корням, к вечным ценностям – казалось бы, к земному. А выйдя, хочется расправить крылья и устремиться навстречу ветру. (Ближайший спектакль – 14 мая, 6+).

 

Другая новинка – спектакль театра «ЦЕХЪ» «Шароверть». Молодые и активные актеры этого театра во главе с режиссером Александрой Мамкаевой сочинили спектакль-

фантазию, состоящий из череды этюдов вокруг простого воздушного шарика. В начале, пока не включился в игру, переживаешь несколько неизбежных неловких минут: пустая сцена, взрослые актеры в серых костюмах изображают детей на детской площадке. Слов почти не произносят, общаются звуками, в руках – один воздушный белый шарик, и он – собачка… Потом еще пара шариков, и теперь это боксерские перчатки, и еще несколько длинных, и это – орудия игры-стрелялки, а потом – еще, и еще, и еще! Снежный ком, капли дождя, африканские обитатели, подводные обитатели, сценка из рыцарских времен, капризная принцесса и неказистый принц, драконы и ведьмы, сражения, а следом – космическая одиссея, ракеты, пришельцы… Игра захватывает, и вот ты уже, открыв рот, сидишь и угадываешь вместе с пятилетним соседом по залу, чем обернется в следующей сцене цветной резиновый комочек – обычный, но необычный воздушный шарик. Шаров в спектакле сотни: разных форм и разных цветов, они надуты, подвешены, завязаны и скручены всевозможными способами. В нейтральном пространстве и на фоне универсальных костюмов каждый шарообраз смотрится ярко и любопытно, а благодаря мастерству актеров обретает характер, эмоцию, комическое, а местами и драматическое содержание. Собачка вот, с которой все начиналось, умирает к концу по старости лет – шарик сдувается в руках, и прям до слез.

Создатели спектакля взяли за основу простейшую детскую игру, даже не игру, а тип детского поведения, когда игрушкой, героем истории, а порой и другом, может стать какой угодно предмет. Воздушный шарик явился материалом, способным к многочисленным перевоплощениям, и миссию свою выполнил (и продолжает выполнять) с честью. Спектакль очень простой, очень добрый и замечательно развивает фантазию. Финал – трогателен и прекрасен: актеры распахивают окно (не воображаемое, настоящее, с крышами Конюшенной площади и куском неба, по погоде – серым или голубым) и выпускают шарик на свободу. Окрыленный этим нехитрым чудом, идешь и улыбаешься. (Ближайший спектакль – 14 мая, 5+).

Это из случившегося. А из ожидаемого – и тоже по летной теме – спектакль Театра у Нарвских ворот «Малыш и Карлсон» (режиссер – Ольга Парфенова, премьера – 30 апреля, ближайший спектакль – 13 мая, 0+). Тут за полеты отвечает, разумеется, весельчак с пропеллером, который раскрашивает унылую правильную жизнь Малыша своими озорными выходками.

Еще более бурный полет фантазии ожидается в Большом театре кукол, где готовят к выпуску спектакль «Пеппи» (режиссер Наталья Слащева, премьера – 27 мая, 6+) – с куклами, трюками, фокусами и эффектами. Но об этом уже в следующий раз.

 

Мария Долматова