По словам главного режиссера театра Юрия Бутусова, минувший сезон был неоднозначным.
– На большой сцене мы, как и планировали, выпустили пять спектаклей, – рассказал Юрий Николаевич. – Пошли, с переменным успехом, в сторону современной драматургии. От бульварного развлекательного театра мы двигаемся к театру проблемному, ставящему высокую классику, решающему сложные творческие задачи, задающему вопросы. Происходит и движение к более молодому зрителю. У нас, конечно, имеется большой контингент красивой, молодой, современной, умной публики. И меня радует, что они любят наши работы, ходят постоянно. У театра вообще должны быть фанаты.
При всех трудностях результаты, считает руководитель театра, – творчески достойные. Особенно в нынешних трудных экономических условиях. Театр повезет на гастроли «Женитьбу» как минимум дважды: во-первых, в Афины в рамках «Петербургских сезонов», во-вторых, «Женитьба» отправится в Минск как участник лонг-листа «Золотой маски».
– Гастрольная жизнь налаживается, интерес к театру очень большой, очень много престижных приглашений – но трудности организационные и финансовые приводят к тому, что на какие-то из них мы ответить не можем, – объяснил Юрий Бутусов.
Тем более гордится главный режиссер труппой, которая и в этой ситуации остается, считает он, одной из лучших в городе, если не лучшей.
«Это благодаря сплоченности и тому, что закваска Игоря Петровича Владимирова еще жива», – говорит Бутусов.
В театр между тем приходят новые актеры. Как одно из успешных приобретений режиссер отметил Сергея Волкова, получившего в этом году «Золотую маску» за лучшую мужскую роль в спектакле «Кабаре Брехт».
– Впервые, – сказал Юрий Бутусов, – маску получил совсем молодой человек, дебютант – и в конкуренции с маститыми артистами, с самим Табаковым…
С другой стороны, театр постигли и трагические потери. Ушла из жизни помощник режиссера Елена Константиновна Майорова, проработавшая в театре сорок лет. А в августе скоропостижно скончался заслуженный артист России Сергей Кушаков, тридцать три года работавший здесь, – театр не успел отметить 60-летний юбилей актера.
Минувший сезон, заметил Юрий Бутусов, был в основном посвящен новой драматургии. А наступивший, наоборот, будет весь отдан классике.
На большой сцене премьеры начнутся с декабря. Предварительное название у первого спектакля уже есть: «Комната Шекспира», а поставлен он будет по «Сну в летнюю ночь» и… по текстам Достоевского. Он делается в тандеме: ставит его артист Роман Кочержевский, а Юрий Бутусов станет художественным руководителем постановки.
– Надеюсь, к весне созреют «Дядя Ваня» и «Гамлет», которые я делаю, – рассказал режиссер о других премьерах. – Вообще очень сложный сезон будет для большой сцены, запросто что-то может сорваться. Поэтому я, как человек в таких вещах суеверный, говорю об этом осторожно и стучу по дереву.
Вдобавок ко всем сложностям на большой сцене сейчас идет ремонт. Меняются архитектура зрительного зала, звуковое оборудование.
На Малой сцене полно своих событий. В октябре там пойдет спектакль «Венчание» по абсурдистской пьесе Витольда Гомбровича.
«Ставит совсем молодой парень – и очень талантливый – Бениамин Коц», – добавил Юрий Бутусов.
Старшее поколение артистов будет занято в спектакле «Земля Эльзы» по пьесе Ярославы Пулинович. Его ставит режиссер Юрий Цуркану. Там же, на Малой сцене, режиссер Мария Романова делает музыкально-фольклорный (и пока безымянный) спектакль на основе русских сказок.
– У нас есть хорошая традиция – для детей сотрудников, артистов мы устраиваем свой домашний Новый год, – объяснил Юрий Бутусов. – В прошлом году его ставила Маша, и впервые это было не «елочка, зажгись» – получился очень трогательный, нежный, вертепный рождественский спектакль.
Дети были абсолютно заворожены этой мистерией. Мы решили как-то это продолжить, и Машин спектакль я с удовольствием жду. Среди других планов Малой сцены – спектакль о судьбах Мейерхольда, Рахманинова, Александры Коллонтай и Ван Гога под условным названием «Портреты», который делают ученик Фильштинского Игорь Лебедев, выпускница ВГИКа Виктория Привалова и наши молодые артисты, пробующие себя в новом деле, — Марк Овчинников и Римма Саркисян.
– Странный коллаж – связать этих абсолютно разных людей, – заметил по этому поводу главный режиссер театра. – Но они объединены тем, что они гении.
А про постановку по пьесе молодого драматурга Аси Волошиной «Мама» Юрий Бутусов пока говорить отказался, упомянув только, что это «экспериментальная работа». Зато довольно подробно мы узнали о еще одной будущей работе.
– Театр Ленсовета – родина советско-российского мюзикла, – сказал Бутусов. – Потом Москва перехватила инициативу, но мы открыватели этих дорог. И сейчас мы это продолжаем. Ставим мюзикл «Голубой щенок» на музыку Геннадия Гладкова и стихи Юрия Энтина. Не очень крупный мюзикл, он тоже пойдет на Малой сцене. Тем не менее это очень важный шаг – театр должен петь и танцевать, не только плакать и страдать.
– Такие вот планы – большие, сложные, но надеюсь, что осуществимые. Хочу много работать. Когда мало работаю, я в плохом настроении, – подытожил Юрий Бутусов планы – свои и театра.
Федор Дубшан
Фото Натальи ЧАЙКИ