Top.Mail.Ru

Ленивы и нелюбопытны

Светлана Мазурова,- "Российская газета" - Столичный выпуск №5643 (267) , 28.11.2011

Утвержденный еще в феврале на должность главного режиссера Театра имени Ленсовета Юрий Бутусов - к большой радости театралов, помнящих его громкие петербургские постановки с Константином Хабенским, Михаилом Пореченковым, Михаилом Трухиным и Андреем Краско, - рассказал корреспонденту "РГ" о своем видении современного театра.
 

Российская газета: Как скоро петербуржцы смогут увидеть на сцене театра ваши новые постановки?

Юрий Бутусов: В ближайшее время начнутся репетиции над шекспировским "Макбетом". Премьера, предположительно, летом. Это связано с моей большой загруженностью. В "Макбете" будут, конечно, ленсоветовцы, но еще и новые люди. Дмитрий Лысенков будет занят в "Лесе". Здесь его дом. Хотя теперь он ведущий артист Александринки, что мне очень приятно.

РГ: Несмотря на должность главного режиссера в Театре имени Ленсовета, вы продолжаете работать в Москве. Как удается совмещать?

Бутусов: Конечно, это сложно, но я сросся с Москвой, то, что происходит там, для меня дорого. В Первопрестольной идут пять моих спектаклей, они требуют работы. В Москве стимулирующий меня ритм, напряжение, конкурентная борьба между творческими людьми, театрами. В Петербурге некоторая успокоенность, замкнутость, самодостаточность (наверное, на это есть объективные причины), которые мне не очень нравятся. Нет дыхания, прилива, оздоровления, азарта, хорошей конкуренции, даже несмотря на появление "ON.театра", который замечательно делает свое дело. Что-то в нас самих не так. Мы ленивы и нелюбопытны. А так много нового, интересного в мире. Одного только театра-фестиваля "Балтийский дом" недостаточно. Таковы мои ощущения, не очень радостные.

РГ: В связи с вышесказанным грядут ли изменения в труппе?

Бутусов: Я бы хотел обновить труппу не варварскими методами. Это естественный процесс, но сделать это трудно. Таково устройство наших театров, что поменять в них что-либо очень сложно. Много говорят о том, что нужна театральная реформа, но ситуация почти тупиковая. То, что произошло в последнее время в московских театрах (с Галибиным, Арцибашевым, Любимовым), - только начало большого системного обвала. И как из этого выходить - непонятно.

РГ: Будете продолжать знаменитую ленсоветовскую традицию - музыкальные спектакли?

Бутусов: Эту традицию мне хотелось бы развивать. Я думаю про Брехта. Когда-то давно мечтал о "Бременских музыкантах".

РГ: А как насчет главной традиции: "театр-дом" и понятия, которое было дорого Владимирову, - "мы одной группы крови"?

Бутусов: На мой взгляд, мы излишне увлекаемся традициями. Традиции и театр - вопрос спорный. Та энергия, которая здесь была, должна преобразоваться, перейти в другое качество. Что-то должно меняться. Может быть, нужны новые повороты, встряска. Иначе театр может превратиться в музей, болото. Меняется время, приходят другие люди. Нельзя находиться в умиротворении. Молодые растения тоже хотят жить, им нужен воздух. Одна из моих тем - дать молодым режиссерам возможность реализоваться. Попасть в академический театр, на большую сцену очень трудно. В свое время я ощутил поддержку Владислава Пази, художественного руководителя Театра имени Ленсовета, мне повезло. Доверие молодым со стороны театров важно и необходимо, в Петербурге - особенно.